Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Иверской иконы Божией Матери и день памяти святителя Алексия, митрополита Московского
25 февраля 2012 года, в праздник Иверской иконы Божией Матери и день памяти святителя Алексия, митрополита Московского, всея России чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы.
По окончании богослужения Святейший Владыка совершил славление и поклонился мощам святителя Алексия, митрополита Московского, после чего обратился к верующим с Первосвятительским словом.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
Мы сегодня празднуем память святителя Алексия и в этот же день обращаемся с особой молитвой к Царице Небесной, преклоняясь перед Ее Иверской иконой. В этот день в честь Божией Матери читается отрывок из послания апостола Павла к Филиппийцам, где находим такие слова: «Он (Спаситель) смирил Себя, послушлив быв даже до смерти и смерти крестной, а потому Бог превознес Его и даровал Ему имя более всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедовал, что Господь Иисус Христос во славу Бога Отца» (Флп. 2:7-11).
Эти дивные слова апостола, обращенные к Филиппийцам, неслучайно читаются в дни памяти Пресвятой Богородицы, потому что и Она последовала за Христом, смирив Себя, и, не пройдя через крестную смерть физически, прикоснулась к этой смерти, духовно сопереживая Сыну Своему. А сколько других мук и страданий на протяжении Своей жизни Она приняла, сопереживая и страдая за Своего Сына?
И замечательно, что это послание читалось сегодня, в день памяти святителя Алексия. А разве святитель не смирил себя? Разве он не прошел через страдания, клевету, борьбу только потому, что как Первосвятитель земли Русской нес ответственность за сохранение единства нашей Церкви?
Время, когда жил святитель Алексий, было временем тяжелым. Татары разгромили столицу Руси — Киев, мать городов русских, и ни великий князь, ни митрополит не могли находиться в этом городе, который постоянно подвергался набегам. Для сохранения единства Церкви и единства древнерусского государства нужно было найти иное место, где жили бы князь и митрополит, и таким местом был вначале Владимир на Клязьме, а затем по промыслу Божию стал град Москва. Так, будучи митрополитом Киевским, святитель был одновременно и митрополитом для града Москвы.
В то самое время из-за сильного политического влияния Запада началось расшатывание единства Святой Руси. В этот процесс разрушения единого духовного пространства по злой политической воле включились некоторые немудрые и недальновидные церковные деятели. Когда святитель Алексий понял, какая огромная опасность нависла над Церковью Русской, он отправился в Константинополь и там получил у Константинопольского Патриарха подтверждение того, что он является архиепископом града Киева и Первосвятителем всей великой Руси.
С большими трудностями святитель вернулся на Русь. Пересекая Черное море, он попал в опасную бурю. Ветер был столь силен, что почти не оставлял шансов выжить, и тогда святитель дал обет: если он вновь ступит на русскую землю, то почтит память святого того дня, когда это произойдет, строительством храма в его честь. И мы знаем, что позже святитель воздвиг дивный монастырь, посвятив обитель памяти святого, чьим заступничеством было отмечено его чудное избавление. Этим монастырем является Спасо-Андроников монастырь града Москвы.
Святитель, исполняя миссию Первосвятителя земли Русской, стремился вернуть и южную часть Святой Руси, посетить епархии, помолиться со своим епископатом и верующим народом. Но злая политическая воля врагов всякий раз препятствовала ему совершить это паломничество в близкую его сердцу южную часть Святой Руси. Сколько клеветы, грязной лжи, беззаконных слов обрушивалось на святителя только потому, что он, будучи верен своей присяге и осуществляя в жизни служение, заложенное в его титуле, нес подвиг крестный, желая восстановить единство Церкви Русской, сохранить единство Святой Руси!
Сегодня мы рукоположили архиерея, владыку Иакова, для вновь образованной северной епархии с центром в Нарьян-Маре. Это север Архангельской области, это арктические острова, такие как Новая Земля и Земля Франца-Иосифа, где большую часть года длится зима, стужа, но где живут наши люди, которые не менее, чем мы здесь, в столице, а, может, и более, нуждаются в духовной поддержке. И вновь рукоположенный владыка, как и весь епископат Церкви нашей, должен помнить и слова апостола из послания к Филиппийцам, что слышали мы сегодня, и пример святителя Алексия.
Иногда, когда на нас обрушиваются клевета и ложь, льется потоками человеческая злоба, мы можем спросить: «За что, Господи? Я не делал ничего такого, чтобы люди ложью покрывали мое имя». Наверное, по-человечески может быть скорбь у каждого архипастыря, каждого священнослужителя, каждого верующего, ведь всякий проходит через скорбные обстоятельства, нередко связанные с несправедливым, лживым и клеветническим отношением к нему со стороны других. Как надрывается тогда сердце и пытается искать правды, обращаясь к тем или другим в надежде, что человеческая поддержка решит проблему и будет явлена справедливость!
Но слова апостола Павла, которые раскрывают суть подвига Самого Христа Спасителя, развеивают и лишают основания такое отношение человека к страданиям. Сам Господь Иисус Христос, будучи безгрешным, был оклеветан, оболган, более того, взят под стражу, мучим и убит на кресте. Какое человеческое страдание может сравниться с этим страданием? Ведь каждый из нас все же сознает: «Я как человек в чем-то согрешил и за грехи свои получаю Божие наказание»; а безгрешный Господь принял на Себя человеческую злобу, неправду и клевету, и не искал помощи, не искал поддержки ни у сильных мира сего, ни у друзей Своих, ни даже у апостолов, самых близких Ему людей. Он смирил Себя даже до смерти, смерти крестной, а потому Бог и превознес Его.
Это послание апостола Павла мы должны хранить в своих сердцах — архипастыри, пастыри и весь верующий народ. И пусть ни клевета, ни злоба человеческая не смущают нас, ибо если все это было направлено против безгрешного Спасителя мира, то кольми паче против нас, грешных и недостойных рабов Его.
И в дополнение к тому, что я сказал вновь поставленному епископу Иакову, я хотел бы присовокупить: чтобы и ты, владыка, никогда не сокрушался по поводу человеческой несправедливости, чтобы человеческая несправедливость никогда не сокрушала твоего внутреннего духовного мира, потому что не ты первый, не ты последний, и уж если в этом ряду Сам Господь Иисус Христос, то насколько же мы должны верить в силу Божиего промысла, который попускает иногда буйство человеческой злобы и неправды?
Еще раз хочу сказать, что сказанное имеет отношение к каждому верующему человеку, ибо нет среди нас ни одного, кто не испытал бы на себе человеческой неправды, зависти, лжи, клеветы. И осознание того, что Господь в одном ряду вместе с нами, что и Он, безгрешный, прошел через все эти испытания, должно наполнять нас великой силой, способной сохранить наш внутренний мир, а вместе с миром — готовность сопротивляться злу, лжи и дьявольским наваждениям, смиренно и с духовной силой осуществляя то призвание, которое вручает Бог всем членам Церкви — и архиереям, и священнослужителям, и благочестивым мирянам. В этом и заключается сила христианина, в этом наша непобедимость, потому что вместе с нами Господь, не только научивший нас, как следует вести себя в этом мире, но и явивший нам великий пример страданий от человеческой несправедливости и одновременно пример того, как обретает милость в очах Божиих тот, кто с верой и надеждой на Бога проходит жизненные испытания.
Пусть Господь хранит Церковь нашу молитвами святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, пусть хранит Он единство Церкви нашей и Святой Руси. Верим, что под Покровом Пречистой Царицы Небесной Господь сохранит всю историческую Русь. А поскольку мы проходим сегодня в России чрезвычайно сложный и ответственный этап нашей исторической жизни, верим, что Господь по молитвам Пречистой Царицы Небесной и святителя Алексия приклонит милость к народу нашему, оградит нас от всяких междоусобных распрей и разделений, даст внутреннюю силу идти вперед по тому пути, который Бог указывает Отечеству нашему. Храни вас всех Господь. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Материал взят с сайта: Патриархия.ру Приветствия и обращения