Противораскольническая деятельность Братства святителя Димитрия Ростовского в Ярославской губернии в последней четверти XIX века
Автор: Смирнова Юлия Борисовна, доцент кафедры отечественной средневековой и новой истории, кандидат исторических наук ЯрГУ им. П. Г. Демидова.
Аннотация. В последней четверти XIX в. на территории Ярославской губернии было образовано Братство святителя Димитрия. Светская и духовная власти совместно участвовали в учреждении и деятельности данного церковного общества. Это во многом отражало конфессиональный принцип религиозной политики правительства в отношении старообрядцев и представителей неправославных конфессий. Государственная власть поддерживала и защищала интересы Русской Православной Церкви, предоставляя ей исключительное право заниматься миссионерством и распространением своего вероучения. Открытие братства в Ярославской губернии соответствовало новой конфессиональной политике правительства Александра III и Синода. Главная задача православной организации заключалась в сокращении численности староверов за счет обращения их в православие. Основные направления деятельности церковного общества были связаны с организацией миссионерских экспедиций в наиболее «зараженные расколом» местности, проведением соответствующих бесед и распространением церковной литературы среди местного населения, а также с оказанием помощи в развитии церковно-приходских школ. Члены братства провели большую работу по сбору и изучению материала по старообрядчеству. Между тем деятельность братства не была реализована в полной мере в связи с недостатком материальных средств.
Православные церковные братства были известны в русских землях начиная с XII в. Деятельность подавляющего большинства таких православных обществ была направлена на развитие благотворительности и миссионерства.
В годы царствования Александра III происходят изменения в конфессиональной политике правительства. Новый курс власти нашел отражение в деятельности Синода. В ноябре 1881 г. обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев направил во все епархии запрос относительно количества «раскольнических» приходов, а через месяц духовная власть выпустила распоряжение о создании во всех семинариях должности штатных преподавателей по учению о русском расколе[1]. В 1882 г. представители духовного ведомства приняли решения, которые положили начало целенаправленному распространению противостарообрядческой литературы. Кроме того, Синод стал рассматривать православные церковные братства в качестве канала распространения новой конфессиональной политики Русской Православной Церкви на местах.
Установленное законом 1864 г. разрешение на добровольное открытие православных обществ отменялось. Вместо этого вводилось обязательное учреждение братств в епархиях, «зараженных расколом»[2]. В результате по инициативе светской и духовной властей начинает усиливаться роль миссионерских организаций в решении конфессиональных проблем Российского государства. Особое внимание братчики начинают уделять религиозному просвещению населения с целью укрепления православного вероисповедания.
31 декабря 1883 г. в Ярославле было учреждено церковное Общество святителя Димитрия Ростовского чудотворца. В источниках отмечается, что накануне нового года в Крестовой церкви архиерейского дома состоялось торжественное открытие миссионерского общества с участием «губернатора Ярославской губернии В. Д. Левшина, многих светских чинов и всего ярославского градского духовенства»[3].
11 декабря 1883 г. архиепископ Ярославский и Ростовский Ионафан утвердил Устав Братства[4]. Согласно Уставу, главная цель новой организации заключалась в содействии «обращению раскольников в недра Св. Церкви, предохранению православных от совращения в раскол и искоренению раскола в Ярославской епархии»[5]. Для достижения поставленной цели была разработана обширная программа, которая состояла из следующих пунктов: а) направить миссионеров в наиболее «зараженные расколом» уезды губернии для проведения ими противораскольнических бесед с паствой; б) оказывать содействие «к открытию и поддержанию церковно-приходских школ», а также вносить изменения в учебную программу этих школ для разоблачения раскола и укрепления основ православия; в) предоставить священникам и мирянам, заинтересованным в борьбе с расколом, церковную литературу для обличения старообрядчества и пропаганды православия; г) содействовать обогащению фондов Ростовского музея экспонатами (рукописями, иконами, церковной утварью), подтверждающими святость и древность Русской Православной Церкви.
Отдельным направлением в деятельности братства являлось возрождение Севастьяновой пустыни, на территории которой Синод разрешил открыть женский монастырь для обеспечения миссионерской деятельности.
Братство являлось открытой организацией, которая принимала всех желающих вне зависимости от пола и звания, но исключительно православного исповедания. Обязательное членство распространялось на священнослужителей, в приходах которых жили староверы. Степень вовлеченности братчиков в противостарообрядческую деятельность варьировалась от непосредственного участия в миссионерских беседах и экспедициях в уезды до уплаты членских взносов. Размер взноса составлял не менее 1 рубля в год. В соответствии с Уставом все члены церковного общества имели право голоса на общих собраниях, а также были обязаны «сообщать свои мнения о мерах, клонящихся к пользе Братства»[6] и способствовать усилению его авторитета в обществе.
К концу первого года существования церковной организации в ней состояло 572 человека. Почетными членами братства были Великая княгиня Александра Иосифовна и ее сыновья, Великие князья Константин Константинович и Дмитрий Константинович. Первым председателем братства стал архиепископ Ярославский и Ростовский Ионафан, а его первым помощником был назначен ярославский губернатор Владимир Дмитриевич Левшин[7]. Вторым помощником председателя являлся архимандрит Ярославского Афанасьевского монастыря Феодосий. Такое распределение должностей свидетельствовало о сотрудничестве духовной и гражданской власти под руководством церкви в деле пресечения распространения раскола в губернии.
Для координации деятельности братства был создан совет, состоящий из двенадцати человек. В состав совета входили известные деятели губернии: ректор Ярославской семинарии протоиерей Николай Андреевич Тихвинский, преподаватель Демидовского юридического лицея Алексей Петрович Лавров, директор народных училищ Ярославской губернии Борис Иванович Федосеев, учитель истории Ярославской семинарии Василий Павлович Голубков, начальник газетного стола Ярославского губернского правления Вадим Иванович Лествицын. Эта категория членов была вовлечена в разработку просветительских мероприятий, направленных на ликвидацию религиозной безграмотности населения. В работе совета принимали участие ярославский городской голова, потомственный почетный гражданин Иван Александрович Вахромеев, генерал-майор Александр Васильевич Быченский, член Ярославского окружного суда Николай Александрович Тверицкий и др.
Основные направления деятельности братства были связаны со сбором данных о численности и концентрации старообрядцев, их культовых сооружениях, а также действующих старообрядческих проповедниках. Просветительская миссия православного церковного общества рассматривалась как наиболее эффективное средство борьбы с религиозным инакомыслием. В 1885 г. братство выпустило инструкцию для священников, в чьих приходах действовали церковно-приходские школы. В соответствии с этим документом на первый план выдвигалась задача воспитания в детях «страха Божьего» и утверждение в сознании учеников «непоколебимой преданности православной вере, Св. Церкви, престолу и Отечеству»[8]. Ярославские епархиальные власти признавали, что приходское духовенство нуждается в миссионерской поддержке и не способно в одиночку вести успешную борьбу с раскольниками.
Совет православного Братства святителя Димитрия особо выделял работу одного из членов-активистов — Н. И. Косаткина. Сохранившиеся отчеты миссионера, адресованные архиепископу Ионафану, содержат интересный материал о причинах и состоянии раскола в уездах губернии. В ежегодных рапортах братчика помимо сведений о количестве проведенных бесед и миссионерских командировок сообщалось о причинах распространения и укрепления старообрядчества в Ярославской губернии, предлагались пути выхода из сложившейся ситуации. Миссионер считал, что изучение раскола является непростой задачей, поскольку в уездах было много разных толков[9].
По мнению Н. И. Косаткина, всестороннее изучение старообрядческой общины конкретного уезда могло стать эффективным способом противодействия расколу. Кроме того, миссионер предлагал расширить учебную программу семинарий за счет включения специальных дисциплин, направленных на изучение старообрядчества.
Только за 1895 г. братчик посетил Романово-Борисоглебский, Любимский и Пошехонский уезды, уездные города Рыбинск и Данилов, а также провел несколько публичных бесед в читальне при церкви Иоанна Предтечи в Ярославле. Тематика бесед в основном касалась религиозных аспектов или истории раскола. Отдельное внимание в дискуссиях на богословские темы уделялось вопросам рассмотрения «тяжести греха церковного раскола»[10].
На практике миссионерская деятельность церковного общества заключалась в подготовке и организации поездок миссионеров в наиболее «зараженные расколом» губернии. На протяжении последней четверти XIX в. штат членов-просветителей был небольшим — максимум четыре человека. Пункт назначения миссионеров зависел от времени года. Беседы в селах и деревнях проводились, как правило, зимой, когда население было свободно от полевых работ. Летом православные проповедники перебирались в города и там занимались пропагандой православия.
Миссионерские экспедиции братства охватывали практически всю территорию Ярославской губернии. В ходе миссий было выявлено пассивное отношение православного духовенства отдельных приходов к организации противостарообрядческой работы. Братчики отмечали, что в таких приходах староверы беспрепятственно пропагандируют свое учение среди населения.
В отчетах братства приводятся данные о преобладании женщин среди «поборников старины». В работе с этой категорией старообрядцев требовались особые усилия, так как женщины-староверы часто «оставались равнодушными к наставлениям мужчин-миссионеров»[11]. В связи с этим было принято решение привлекать к миссионерской деятельности женщин, поскольку они «могли бы оказать немалую услугу в препятствовании распространению раскольнических идей».
Помимо организации проповеднических миссий церковное общество снабжало приходское духовенство книгами противораскольнического содержания. Эти книги высылали в наиболее «неблагонадежные и опасные» уезды. В 1885 г., по сообщению Ярославской духовной консистории, к таким уездам относились Ярославский, Пошехонский, Даниловский и Романово-Борисоглебский[12]. Церковная литература доставлялась в приходы безвозмездно или же за символическую плату.
Много внимания братство уделяло изучению старообрядчества. Ежегодные отчеты православного общества содержат данные о численности раскольников и количестве молитвенных зданий, есть сведения о распределении староверов по согласиям. В 1890 г. общество подготовило масштабную кампанию по сбору сведений о старообрядцах в Ярославской епархии. Во все приходы православным священникам были разосланы списки вопросов о староверах и бланки для регистрации информации. Приходскому духовенству предлагалось ответить на следующие вопросы: «1) Какие условия благоприятствуют устойчивости и живучести раскола в приходе введенной Вам церкви; 2) Кто руководит раскольниками, проживающими в Вашем приходе; 3) Как раскольники относятся к Св. Православной церкви; 4) Заботятся ли раскольники об образовании своих детей»[13]. По результатам проведенного опроса в распоряжение братства поступил содержательный материал о состоянии старообрядчества в губернии.
На основе полученных ответов братчики сделали выводы о причинах устойчивости раскола. В частности, священнослужители подчеркивали «невежество раскольников в умственном и религиозно-нравственном отношении»[14]. В качестве «нравственных недугов» населения духовенство сообщало о редком посещении храмов, уклонении от исповеди, пьянстве, сквернословии, а также распущенности молодежи[15]. Кроме того, в ответах духовенства обращалось внимание на прочные родственные связи в семьях староверов, а также преобладание женщин-раскольниц, игравших особую роль в сохранении старообрядческих традиций и воспитании молодого поколения. Священники Мологского уезда объясняли распространение раскола материальной поддержкой сельского населения со стороны зажиточных староверов[16].
Священнослужители отмечали, что большинство староверов состояло в расколе с рождения, получая соответствующее семейное воспитание и образование. Вместе с тем в донесениях с мест сообщалось об участившихся случаях посещения мальчиками-староверами народных школ. В связи с этим братство стало разрабатывать планы по усилению миссионерской деятельности на уровне начального образования.
Приходское духовенство рассматривало публичные воскресные беседы в церквях как мощное средство для «ослабления раскола». Священники Ярославской епархии признавали необходимость развития просвещения, которое являлось пусть медленным, но наиболее надежным способом в утверждении православия. В этом отношении показательным примером являлась просветительская деятельность Павла Троицкого, священника из Романово-Борисоглебского уезда. Иерей Троицкий в своем доме организовал школу грамоты, в которой совместно обучались дети из православных и староверческих семей[17]. Внебогослужебные беседы с целью укрепления православия среди учеников регулярно проводились Троицким.
В результате подробного изучения раскола было составлено точное представление о численности и территории расселения старообрядцев, определены границы распространения тех или иных старообрядческих согласий. Так, членами братства было установлено, что большинство странников проживало на правом берегу Волги и в Даниловском уезде; представители федосеевского и филипповского согласий находились в Ярославском уезде и в уездных городах Угличе и Данилове; староверы Спасова согласия и поморяне встречались в Пошехонье[18].
В отчете братства за 1890 г. сообщалось, что на территории Ярославской губернии было зафиксировано 8192 старообрядца[19]. По данным первой всеобщей переписи населения 1897 г. в губернии проживало 9638 человек старой веры и уклоняющихся от православия[20]. Учитывая естественный прирост населения за семь лет и переход сектантов в разряд староверов, можно признать данные братства достаточно достоверными.
На основе собранных материалов братчиками было сделано заключение о том, что раскол в Ярославской епархии не являлся «главным духовным недугом народонаселения»[21]. Численность староверов по отношению к православному населению губернии составляла всего около 1%. Члены православного общества установили неравномерность расселения старообрядцев по уездам. В Ярославском, Романово-Борисоглебском, Даниловском, Пошехонском и Любимском уездах отмечалась наиболее высокая концентрация староверов.
Таким образом, в последней четверти XIX в. деятельность Братства святителя Димитрия Ростовского была направлена на ограничение и искоренение раскола. Для достижения этой цели члены церковного общества, например, организовывали проповеднические миссии в уездах губернии и участвовали в диспутах со старообрядцами. Братство также осуществило ряд мер, направленных на развитие просвещения, церковно-приходских школ и библиотек. Под контролем братства священники проводили публичные беседы в селах и уездных городских центрах с целью повышения авторитета Русской Православной Церкви. Члены общества провели большую работу по сбору и изучению данных о состоянии старообрядчества в Ярославской губернии.
Однако перечисленные способы «борьбы с расколом» на практике оказались малоэффективными. Братству не удалось существенным образом повлиять на сокращение численности старообрядцев в губернии. Отчасти это было связано с нехваткой денежных средств для реализации миссионерской программы в полном объеме. В отчетах православного общества постоянно отмечался недостаток церковной литературы и церковно-приходских школ. Члены братства обращали внимание на удаленность населенных пунктов от школ и церквей, что создавало дополнительные трудности для осуществления миссионерской деятельности.
Источник: Богослов.ru
Литература и источники
Источники
1. Государственный архив Ярославской области (далее ГАЯО). Ф. 625. Оп. 1. Д. 6. Л. 18.
2. ГАЯО. Ф. 625. Оп. 1. Д. 14. Л. 6-6(об).
3. ГАЯО. Ф. 625. Оп. 1. Д. 9. Л. 1.
4. ГАЯО. Ф. 625. Оп. 1. Д. 9. Л. 2.
5. ГАЯО. Ф. 625. Оп. 1. Д. 110. Л. 3(об)-4.
6. ГАЯО. Ф. 625. Оп. 1. Д. 110. Л. 3(об)-4.
7. ГАЯО. Ф. 625. Оп. 1. Д. 110. Л. 1(об).
8. ГАЯО. Ф. 625. Оп. 1. Д. 116. Л. 13.
9. ГАЯО. Ф. 625. Оп. 1. Д. 116. Л. 25‒28.
10. ГАЯО. Ф. 625. Оп. 1. Д. 116. Л. 33.
11. Отчет Православного церковного братства святителя Димитрия Ростовского чудотворца в г. Ярославле за 1890 год. Ярославль: Типография губернского правления, 1891. 89 с.
12. Первая всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 год / Под ред. Н. А. Тройницкого. Том L. Ярославская губерния. СПб.: Центральный статистический комитет МВД, 1904. 233 с.
13. Состояние раскола в Ярославской епархии и деятельность Братства Св. Димитрия в 1885 году // Ярославские епархиальные ведомости. Неофициальная часть. 1885. № 47. С. 737‒752.
14. Устав Православного церковного братства святителя Димитрия Ростовского чудотворца в г. Ярославле. Ярославль: Типография губернского правления, 1884. 8 с.
Литература
1. Наградов И. С. Православные братства в системе церковной конфессиональной политики в отношении старообрядцев в 1880 – 1905 годах / И. С. Наградов // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2011. № 1. С. 71‒74.
2. Старообрядцы Верхневолжья: прошлое, настоящее, будущее / Под ред. И. В. Поздеевой. Ярославль, 2008. 199 с.
Читайте также



