Поиск

Синодальность и миссия в Католической Церкви

(комментарии к документу «СИНОДАЛЬНОСТЬ В ЖИЗНИ И МИССИИ ЦЕРКВИ», 2018 и к статье Максимова А. С. «Путь, который Бог ждет от Церкви в третьем тысячелетии». Cинодальность в Католической Церкви сегодня: богословские аспекты и задачи», 2022)

Миссия во все века испытывала влияние взаимодействия духовного миссионерско-апостольского наследия и динамично меняющейся социально-политической реальности. Вся история миссии – попытка трансформировать методы и подходы миссионерской деятельности к возникающим социальным вызовам, дать соответствующее богословское обоснование. Эта история полна примеров как постепенной адаптации, так и революционной трансформации миссионерской деятельности. В наши дни ярким примером является предпринятая католической церковью инициатива так называемой синодальности.

Как указано в документе Ватикана «СИНОДАЛЬНОСТЬ В ЖИЗНИ И МИССИИ ЦЕРКВИ», 2018 (далее — документ): «Синод» – древнее и весьма почитаемое слово в Предании Церкви; значение его связано с самыми глубокими темами Откровения. Оно состоит из предлога syn [вместе с, с] и существительного hodos [путь] и обозначает путь, по которому сообща идет Народ Божий. Синодальность — образ жизни и действия Церкви как Народа Божия, который выражает и конкретно осуществляет свою общинную суть в совместном совершении пути, в совместных собраниях и действенном участии всех его членов в миссии по евангелизации. При этом путь синодальности – это тот путь, которого Бог желает для Церкви в третьем тысячелетии — стратегическая задача, предложенная Папой Франциском.

Возникновение новой концепции «синодальность» не случайно. Следует отметить, что документ о синодальности готовился в течение пяти лет Международной Богословской Комиссией, обсуждался на разных уровнях, прежде чем быть принятым и готовым к реализации. В 2023 году в Ватикане пройдет Синод епископов по синодальности, а в настоящее время идут дискуссии во всех католических епархиях по всему миру. По мнению о. Алексея Максимова, синодальность является попыткой найти достаточно четкое равновесие между мистическим и социальным измерением Церкви . Ряд критиков считает, что теология синодальности представляется надуманной и не имеющей твердого богословского основания. В контексте дискуссии о синодальности в поле анализа попадают достаточно сложные категории, такие как коллегиальность, практическое наполнение получает категория «Народ Божий», выдвинутая на Втором Ватиканском Соборе. Подчеркивается, что синодальность шире понятия коллегиальности, поскольку включает участие всех Церквей и всех членов Церкви.

Действительно, современные процессы в мире заставляют искать выхода из возникших кризисов в духовной, социально-экономической, экологической и других сферах жизни. В этом контексте богословское оформление принципов синодальности может предложить основу для совместных действий как в социальном, так и в географическом измерениях. Может показаться, что речь идет о некоей демократизации Католической Церкви, реформировании ее иерархии. Однако, судя по документу, это вовсе не является целью синодальности. Напротив, ожидается, что иерархическое устройство наконец-то обретет свои истинные функции как форма служения Народу Божию. Богословское обоснование синодальности предлагается увидеть в Святой Троице, в сути троичных отношений. Столпами трансформируемой в сторону синодальности Церкви являются три основных девиза: общение, участие, миссия. Но теперь все эти понятия должны выводиться не из социальных отношений, а из богословских. Что касается миссии, то провозглашается, что Синодальная Церковь — это Церковь «исхода», Церковь миссионерская. Ныне все христиане призваны к новому миссионерскому “исходу”, отказавшись от личных удобств, чтобы распространять Евангелие во всех уголках земли. Однажды крестившись, люди стали учениками-миссионерами. Каждый крещеный, независимо от его положения и уровня знаний, является миссионером. Считается, что синодальность может способствовать экуменическому диалогу.

В заключении документа говорится о так называемой парресии духа: «Парресия в Духе, которая требуется от Народа Божия на синодальном пути, – это доверие, искренность, смелость «войти в обширность горизонта Бога», чтобы «провозглашать, что в мире есть таинство единства и поэтому человечество не брошено на произвол судьбы и не пропадет»».

Концепция синодальности, как и связанные с ней такие категории, как Народ Божий уже вызвали достаточно много дискуссий и критики в западном богословии как с либеральной, так и с консервативной сторон. В контексте православной миссионерской деятельности эта концепция нуждается в критическом осмыслении в связи с имеющимися представлениями о Соборности, соотношении православного миссионерского служения и социальной активности, богословского обоснования миссионерской деятельности на нынешнем, весьма непростом, этапе мирового развития.

Автор — А.Н. Гуня, руководитель аналитического сектора СМО.

Читайте также

«Татар-информ» запускает цикл видеоподкастов на православные темы Руководитель миссионерского отдела Казанской епархии иерей Александр Ермолин ответит на самые распространённые вопросы или развенчает...
Рождественский праздник в миссионерском храме Песнопения и колядки на 8 языках мира в минувшее воскресенье, 14 января, услышали прихожане и гости храма святителя Николая Мирликийского...
Состоялся семинар по практическому миссионерству 28 ноября в рамках «Рождественских Чтений Невского района» состоялся семинар по практической миссии с помощниками настоятелей по...
Миссионерская беседа в Брянском государственном технологическом университете 3 ноября в Политехническом колледже БГТУ в преддверии праздника состоялась беседа-лекция руководителя Брянского епархиального Отдела...
Наверх