Поиск

Слово Святейшего Патриарха Алексия на открытии выставки «Патриархи Московские и всея Руси: век XX и XXI»

Слово Святейшего Патриарха Алексия на открытии выставки «Патриархи Московские и всея Руси: век XX и XXI»

В Государственном историческом музее открылась выставка, посвященная 45-летию архиерейского служения Святейшего Патриарха Алексия. На открытии Предстоятель Русской Церкви обратился к присутствующим с Первосвятительским словом, в котором он обратился к роли Патриархов Всероссийских в истории России XX—XXI веков.

Уважаемый Александр Сергеевич, министр культуры Российской Федерации, уважаемый Александр Иванович, Директор Государственного Исторического музея, уважаемые гости, дорогие братья и сестры!

Почти 90 лет назад в те же самые дни, когда мы с вами собрались на открытие выставки, в Москве открылся Поместный собор Русской Православной Церкви: 28 августа в день Успения Пресвятой Богородицы после богослужения состоялось торжественное открытие собора, а 30 августа — начались его рабочие заседания.

Перед Поместным собором стояло много различных задач — и богословских и канонических и богослужебных, от него ждали ответов на вопросы, которые копились более 200 лет с момента последнего Поместного собора, но главным деянием этого исторического Поместного собора 1917 года стало восстановление Патриаршества в Русской Церкви. Надо сказать, что решение это было принято не без споров, но сторонники восстановления Патриаршества убедили собор и исторически, и канонически, и богословски.

Участников Собора потрясли бескомпромиссные слова священномученика епископа Илариона (Троицкого): «Зовут Москву сердцем России. Но где же в Москве бьется русское сердце? На бирже? В торговых рядах? На Кузнецком мосту? Оно бьется, конечно, в Кремле… в Успенском соборе… Поместный Собор Церкви Российской от Бога данной ему властью постановит снова Московского Патриарха на его законное, неотъемлемое место. И когда под звон московских колоколов пойдет Святейший Патриарх на свое историческое священное место в Успенском соборе, будет тогда великая радость на земле и на небе». А настроение простых верующих выразил делегат собора из крестьян: «Нет царя, нет отца, которого бы мы любили и которому бы мы верили, Святейший Синод любить невозможно. Нам нужен Патриарх».

Избранный на Патриарший престол Святейший Патриарх Тихон хорошо представлял себе всю тяжесть возложенного на него Богом крестной ноши по управлению Церковью в страшные дни революций и надвигающейся гражданской войны и гонений от безбожной власти.

На своей интронизации он сказал: «Сколько и мне придется глотать слез и испускать стонов в предстоящем мне патриаршем служении и особенно в  настоящую тяжелую годину!..  Отныне на меня возлагается попечение о всех церквах российских, и предстоит умирание за них во вся дни. Но да будет воля Божия!». Эти слова оказались пророческими: вся жизнь Патриарха Тихона стала подвигом умирания за Христа и его Церковь на Российской земле.

Его служение продолжил митрополит Сергий Страгородский, почти тридцать возглавлявший Русскую Церковь в звании местоблюстителя Патриаршего Престола и только осенью 1943 года избранный c разрешения властей на Патриарший престол. Именно митрополиту Сергию Господь благословил великую и тяжкую миссию сохранить Церковь в годы величайших репрессий, оградить ее от расколов, который один за другим провоцировала атеистическая власть. Он сумел путем тяжелых компромиссов, великого терпения и мудрости сохранить Христову Церковь в стране государственного атеизма и лишь несколько месяцев с осени 1943-го до весны 1944-го года — увидеть плоды своего подвига — возрождение церковной жизни.

Его преемник — Святейший Патриарх Алексий — четверть века возглавлял Русскую Православную Церковь. Именно на его первосвятительское служение пришлось и короткое время послевоенного укрепления Церкви и новая волна гонений во второй половине 50-х — начале 60-х годов, когда вновь закрывались сотни храмов, упразднялись монастыри и духовные училища, а Церковь вновь, как и 20-е— 30-е годы, объявлялась врагом государства и общества. В дневнике Патриарха Алексия в эти годы появляются горькие записи: вести из епархий — как с фронтов, под угрозой монастыри и приходские храмы.

Девятнадцать лет превосвятительского служения Святейшего Патриарха Пимена ознаменовались в 1988 году общецерковным и общегосударственным празднованием 1000-летия Крещения Руси. Это был переломный момент в истории церковно-государственных отношений в 20 веке. Государство перестало видеть в Церкви своего врага и признало государствообразующую роль Русской Церкви в истории нашей Родины.

Завет Патриарха Алексия сохранять непреложным церковное устройство Русской Церкви и церковную жизнь, исполненный Патриархом Пименом, позволили Церкви сохранить к этому великому событию огромный духовно-нравственный потенциал. С этого времени начинает свой отсчет новая эпоха — эпоха возрождения Русской Церкви, эпоха возвращения ее многомиллионной   паствы   к   вере Христовой.

На Поместном соборе 1990 года Господь судил мне возглавить Русскую Церковь в это великое время — время возрождения. Но это время, особенно в начале 90-х годов, было очень непростым и несло много опасностей для Русской Церкви. Перед нами вновь стояла задача сохранения единства Русской Церкви в ситуации распада огромной страны на самостоятельные государства.

В ситуации политической смуты и экономического кризиса расцвел прозелитизм со стороны неправославных церквей и резко усилился поток всяких псевдо христианских проповедников, сектантов, колдунов и экстрасенсов. Упало и нравственное чувство народа.

Преодоление этих исторически обусловленных последствий крушения коммунистического строя стало нашей главной задачей наряду с возрождением храмов и монашеских обителей. Во вновь открываемые храмы требовались священнослужители и мы с первых дней сосредоточили свое внимание на духовных учебных заведениях, количество которых за эти годы увеличилось в несколько раз.

Церковь, которая никогда не была отделена от своего народа, вновь развернула широкую социальную и благотворительную деятельность: сотни церковных и монастырских приютов и богаделен, воскресных школ и кружков, летние православные лагеря и священническое служение в местах заключения. Многое еще предстоит нам совершить, но верю — Русская Церковь с ее многомиллионной паствой вернет нашей многострадальной земле великое имя Святой Руси.

Пресс-служба Московской Патриархии

Материал взят с сайта: Патриархия.ру Приветствия и обращения

Читайте также

«Татар-информ» запускает цикл видеоподкастов на православные темы Руководитель миссионерского отдела Казанской епархии иерей Александр Ермолин ответит на самые распространённые вопросы или развенчает...
Рождественский праздник в миссионерском храме Песнопения и колядки на 8 языках мира в минувшее воскресенье, 14 января, услышали прихожане и гости храма святителя Николая Мирликийского...
Состоялся семинар по практическому миссионерству 28 ноября в рамках «Рождественских Чтений Невского района» состоялся семинар по практической миссии с помощниками настоятелей по...
Миссионерская беседа в Брянском государственном технологическом университете 3 ноября в Политехническом колледже БГТУ в преддверии праздника состоялась беседа-лекция руководителя Брянского епархиального Отдела...
Наверх