Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Спасском соборе г. Пятигорска
14 декабря 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Спасского собора г. Пятигорска и Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.
Ваше Превосходительство, уважаемый Александр Геннадиевич! Уважаемый Валерий Георгиевич, губернатор Ставропольского края! Уважаемый Лев Николаевич, мэр г. Пятигорска! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Владыка Кирилл, митрополит Ставропольский и Невинномысский, глава Ставропольской митрополии! Ваше Преосвященство, владыка Феофилакт, епископ Пятигорский и Черкесский! Дорогие отцы, братия и сестры!
Я всех нас поздравляю с замечательным событием, участниками и свидетелями которого мы стали. В год 165-й после закладки этого собора, который в 30-е годы XX века был уничтожен, мы освятили из руин воскресший и воссозданный храм Божий.
Это действительно огромное событие. Оно свидетельствует о том, что несмотря ни на какие исторические обстоятельства, в том числе самые неблагоприятные, народ наш сохранил веру православную. Потому что храмы созидаются только тогда, когда в них есть потребность. А если нет потребности, то никакими приказами, никаким политическим прагматизмом храм построить невозможно, ведь он строится для того, чтобы люди, приходя в его стены, могли совершить самое главное в своей жизни — встретиться с Богом и обратить к Нему свою молитву.
Все то, что произошло с народом нашим в XX веке, является для нас очень важным уроком и примером. Сегодня по уставу Церкви полагается чтение отрывка из Послания апостола Павла к Титу (Тит. 1:15-2:10). Тит был учеником Павла, епископом, и апостол Павел направляет ему письмо, в котором говорит, каким должно быть его служение, но не только об этом. В послании содержатся удивительно глубокие слова, которые помогают нам понять, что такое религиозный подход к жизни и чем он отличается от подхода нерелигиозного, — сегодня мы их слышали.
Апостол пишет: «для чистых все чисто, а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, потому что осквернены их ум и совесть». Почему же эти слова помогают нам понять, что означает религиозный взгляд на жизнь, на мир, на людей? Да потому, что в этих словах сказано самое главное: все начинается с человека, его ума и его совести. Если нам что-то не нравится в жизни, если мы возмущены какими-то проявлениями человеческого несовершенства, — а сегодня таких проявлений, как мы знаем, очень много, — то мы должны помнить: все то, что совершается дурного, как и все то, что совершается хорошего, — от человека, от его ума и совести.
Почему же мы говорим, что это религиозный взгляд на мир и на человека? А потому, что нерелигиозный взгляд иными причинами объясняет неудачи, происходящие с людьми, с обществом, с государством. Обычно говорят об ошибках — в экономике, политике, социальной жизни, и утверждают, что стоит поправить одно-другое-третье, и наступит благополучие, и все мы будем наслаждаться прекрасной жизнью… А в прошлом говорили так: «Невозможно обеспечить нужные для человека внешние условия к развитию, к совершенствованию, поэтому нужно изменить систему. Внешняя система неправильная, ее надо разрушить, а затем построить другую. Не человек виноват — система виновата; сам-то он хорош, но нужно разрушить плохую систему, построить новую, и тогда хороший человек станет еще лучше».
Мы знаем, что ради этой мечты совершались революции, которые вели к кровопролитным гражданским войнам. Но вот что удивительно: в результате каждой революции власть брал личный или коллективный диктатор, а люди никогда не получали того, чего хотели достичь. А если в отдельных случаях и удавалось гуманизировать внешние условия жизни, то ведь и они отнюдь не исключали ни преступности, ни халатности, ни лжи, ни коварства, ни горя, ни страданий людей.
Верующий человек знает слова, которые произнес Сам Бог: «злые мысли происходят от человеческого сердца» (см. Мф. 15:19). И апостол Павел сегодня говорит, что все зависит от ума и совести человека. Верующий человек готов активно участвовать в изменении внешних условий жизни, в строительстве более справедливого и процветающего общества. Таков долг верующего человека. Но мы не должны забывать самого главного: никогда ничего путного не построим, если не изменим ум и совесть людей. Самые лучшие законы напишем, — а их будут обходить, обманывать друг друга и нарушать закон. Введем самые жесткие правила борьбы с коррупцией, — и никогда эту коррупцию не изведем, потому что люди, у которых отсутствует чистота ума и совести, будут выдумывать все новые и новые способы обмана, — и ведь так до бесконечности!
Сегодня появляются новые мифы, опасные для жизни человека. Говорят, что самое главное — это свобода человека, что он сам должен все определять. Женился или вышла замуж, пожили немножко, а потом сама для себя или сам для себя определил: надо расходиться. И становятся сиротами при живых родителях дети, и разрушается Таинство Брака, и счастье человека уплывает — он его хочет схватить руками, а оно выскальзывает из рук. Это только один пример, но ведь можно приводить множество других, как стремление человека к лучшему без заботы о состоянии ума и совести приводит к самым дурным последствиям. И XX век с его пафосом борьбы за свободу, за равенство, за справедливость обернулся разрушением храмов, репрессиями, переселением народов, заложившим, в том числе, причины многих нестроений здесь, на Северном Кавказе.
Вот одна из задач, которая стоит перед всеми, кто здесь живет, — сохранить межнациональный мир. Здесь в течение столетий живут бок о бок православные и мусульмане. Как сохранить этот мир? Опять-таки, предлагается целый ряд правильных решений: понизить уровень безработицы, инвестировать деньги, развивать промышленность… Все это хорошо, и делать это надо. Но не главное это. Главное — состояние ума и совести людей. Инвестируем деньги — разворуют, хотим делать хорошо — получается плохо или, как говорил наш известный современник, «как всегда». Что же делать, чтобы люди могли жить без конфликтов, несмотря на этнические и религиозные различия? А нужно делать одно — воспитывать ум и совесть людей.
Вчера, встречаясь с муфтиями Северного Кавказа, мы об этом говорили. Мы говорили, что корень межнациональных проблем, глубинные причины экстремизма и терроризма заключаются во внутреннем беспорядке, царящем в умах и в совести людей. А одним из путей воспитания ума и совести является религиозное воспитание — в школах, в учебных заведениях, в семьях, в храмах. Через это воспитание человеку открывается подлинное вИдение того, что хорошо, а что плохо; пробуждается совесть, и человек, воспитанный в законах своей веры, никогда не посмеет делать зло, потому что знает: зло наказуемо.
Я говорю об этом здесь, в Пятигорске, потому что знаю о существующих проблемах. Необходимо поддерживать светскую власть во всех тех добрых начинаниях, которые она совершает. Но при этом и власть, и народ должны понимать, что глубинные перемены в жизни наступят только тогда, когда мы изменим ум и совесть людей, когда эта совесть заработает во всю силу, когда разум будет направлен к добру, когда люди будут бояться совершать зло и преступления не потому, что за этим может последовать наказание со стороны государства, но потому что за этим последует более страшное наказание — наказание от Бога, Который лишает людей благодати, лишает мира, лишает благополучия, лишает здоровья, лишает счастья.
Это и есть Божий страх. Божий страх — это не тот страх, который испытывает человек, когда его останавливает на дороге сотрудник полиции. Божий страх — это не эмоциональное понятие, это понятие этическое, понятие нравственное. Человек знает Божий закон, знает, что его нарушать нельзя, и тогда он становится чистым, а для чистого все чисто. Даже если есть какое-то несовершенство — в общественных отношениях, в законах, — то чистый человек своей чистотой исцеляет эти внешние болезни и недуги.
Дай Бог, чтобы народ наш — конечно, не только живущий на Северном Кавказе, речь идет о всем нашем народе — никогда больше не соблазнялся на безбожие, никогда не отказывался от веры, никогда не разрушал свои храмы, но через веру мобилизовал свою внутреннюю энергию, внутреннюю силу, внутреннюю Богом определенную способность совершать добро. От всего сердца желаю всем — и светским властям, и духовенству нашему, и всем вам, мои дорогие, и православным, и мусульманам, всем, кто живет в этом регионе, — хранить веру в сердце, воспитывать в соответствии с этой верой своих детей. И тогда многие, если не абсолютное большинство, из тех проблем, которые сегодня нас терзают, отступят в сторону, потому что люди, движимые верой в Бога и сознанием Божиего присутствия в своей жизни, будут стремиться делать добро.
В эти слова можно было бы и не поверить, если бы не исторические доказательства. Ведь так и жил наш народ, в том числе здесь, на Северном Кавказе, — казаки бок о бок с мусульманами-горцами. Уважали друг друга, знали пределы, за которые переходить нельзя, и сохраняли мир, возрастали в одну историческую общность, становились детьми одной великой страны; а когда наступали грозные годы войны, то вместе шли и защищали Родину. Дай Бог, чтобы этот исторический пример, который доказывает нам силу и правоту религиозного взгляда на человека, помог и сегодня преодолеть многие сложности, болезни и скорби современной нашей жизни.
Я от всего сердца радуюсь, что мы освятили этот храм, что вы будете сюда приходить, исповедовать пред лицом Божиим свои грехи, воспитывать здесь, при храме, своих детей, как и в любых других местах, где будет возможным религиозное воспитание, — с тем, чтобы ум и совесть будущего поколения очищались от всего того наносного, опасного и греховного, что тяжелый XX век привнес в нашу жизнь.
<…>
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Материал взят с сайта: Патриархия.ру Приветствия и обращения