Поиск

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Пасхальной великой вечерни в Храме Христа Спасителя

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Пасхальной великой вечерни в Храме Христа Спасителя

5 мая 2013 года, в день праздника Светлого Христова Воскресения, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Пасхальную великую вечерню в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве.

По окончании Пасхальной вечерни Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом.

Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Ювеналий! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые отцы, матушки игумении, братья и сестры! Всех вас сердечно приветствую с великим мироспасительным праздником Пасхи Божией! Христос Воскресе!

Эти замечательные слова, в которых выражается сама суть нашей веры, передавались из поколения в поколение на протяжении двух тысячелетий. И верим: при любых обстоятельствах они будут передаваться следующим поколениям до тех пор, пока существует род человеческий.

В сегодняшнем Евангелии, как уже было сказано, мы вспоминали вместе с евангелистом неверие Фомы (Ин. 20:19-25). Фома был одним из тех, кто находился рядом с Господом, — он был свидетелем Его чудес, он слышал Его слова, он знал о воскресении Лазаря, он имел опыт общения со Спасителем, Который совершал чудеса, неведомые ранее людям. Но когда апостолы сказали ему, что Господь Иисус Христос явился после Воскресения, Фома ответил: «Не поверю, пока сам не увижу, пока не осяжу своими пальцами Его тела».

Слово «не верю», а иногда «ни при каких обстоятельствах не поверю», «ни при каких чудесах не поверю», сопровождает всю христианскую историю, сопровождает историю рода человеческого. И, может быть, сегодня следует поразмышлять о том, что же означает вера, что это за феномен. Почему одни верят, а другие не верят? Что же, Господь одним что-то дает, а другим не дает? Или Он дает всем, а одни умеют увидеть, а другие нет?

Из слова Божия знаем, что Бог дает всем людям нечто, что может помочь им поверить. Как свидетельствует слово Божие, Господь дождит на праведных и на грешных (см. Мф. 5:45). Как солнце сияет для всех, так и Бог Свою энергию передает всему творению, а значит, и всем людям. Нет ни одного, кого бы не касалась эта Божественная энергия.

Но почему одни, соприкасаясь с этой Божественной энергией, воспламеняются верой, а другие остаются безразличными? Некоторые утверждают, что вера — это убеждения людей. Так можно утверждать лишь отчасти. Замечательные слова принадлежат святителю Филарету, митрополиту Московскому, мощи которого покоятся в этом кафедральном соборе: «Вера начинается в уме, хотя принадлежит сердцу». Действительно, убеждения, рациональные рассуждения могут помочь человеку открыть Божественное присутствие. Но вера живет в сердце человека, в его душе, и даже когда рационально верующий человек сталкивается с фактами, которые не может объяснить или которые люди неверующие используют для доказательства своего неверия, вера от этого не страдает.

А почему так? А потому что, помимо знаний и убеждений, люди переживают, опытно переживают свою веру. Эта энергия, которая излучается на все творение, — она ведь работает, она же действует, она же приводит к жизни какие-то механизмы. Каждый священник, который исповедует людей, хранит в своей памяти десятки, а иногда сотни историй, которыми с нами делятся люди, говоря: это было чудо. А что это значит? А это значит, что логически объяснить происшедшее с человеком невозможно. И верующий человек понимает: то, что с ним произошло, не случайность, не стечение обстоятельств — это вторжение Бога в его жизнь, это та самая Божественная энергия прикоснулась и претворила болезнь в здравие, несчастье в благополучие, оградила человека от напасти и скорбей.

А иногда Бог помогает даже в бытовых вопросах. Спросите у тех, кто ночами стоит, чтобы приложиться к раке святой праведной Матроны Московской, — они что, идут туда с просьбой ответить на какие-то глубокие мировоззренческие вопросы? Да иногда идут с самыми что ни есть бытовыми проблемами! Стоят ночь, прикасаются к гробнице, а потом возвращаются и говорят: помогла, помогла святая! А святая не могла помочь своей силой — по ее молитвам Божественная благодать прикоснулась к этим людям, и по их вере, через терпение и молитву они получили ответ.

Если вспомнить нашу историю, историю нашей страны в XX веке, то ведь это сплошное Божие чудо. После революции была поставлена задача уничтожить всякую религиозность, и эта задача решалась не на уровне философского дискурса, не путем убеждений, не путем развития образования. Иногда неверующие говорили: «Нужно помочь этому забитому, отсталому народу получить образование, приобщить к европейским знаниям, — тогда вся эта вера улетучится». Это делали, но видели, что ничто не получается; и тогда вся мощь государства была брошена на то, чтобы уничтожить веру. Наш город Москва является памятником этой страшной борьбы. Сотни храмов были не закрыты, не переоборудованы под общественные нужды, а уничтожены. Все было взорвано, теперь на этих местах стоят другие здания. Чудом в стране нашей сохранились какие-то церковные строения.

Для чего это делалось? А для того чтобы с корнем вырвать всякую религиозность. И казалось, что достигнуто все, что никакой веры не осталось. Преследовали за одно только хранение Библии или, как это было в моей семье, в семье моих родителей, за то, что у отца в конспекте лекций, которые он слушал в Богословском институте в Ленинграде, слово «Бог» было написано с большой буквы. Этого хватило, чтобы следователи, производившие арест, сказали: «Больше ничего искать не надо — он «Бог » с большой буквы писал».

И ведь это происходило по всей стране. Казалось, что все закончено — «Бог» с большой буквы не пишется, и вообще это слово не произносится; на всю страну осталось несколько десятков храмов, непонятно по какой причине, — либо в глухой деревне, либо там, где иностранцам надо было что-то показать. И что же? А вера жила в народе. И уже из истории Великой Отечественной войны мы знаем, как эта вера действовала в сердцах и наших военачальников, и генералов, и офицеров, и солдат, которые зашивали крестики в гимнастерки, текст 90-го псалма «Живый в помощи» — в пояски. Поднимались, шли в атаку, не боясь врага, — и ведь щадил Господь людей за их веру! Как говорят, на войне не было неверующих. И я помню по собственному опыту послевоенный Ленинград с переполненными храмами: тысячи и тысячи людей хранили веру, благодарили Бога за жизнь, молились о своих убитых мужьях, братьях и сестрах…

Что это такое? Это реальный опыт переживания Божественного присутствия. Это никакая не логика, не философия, не рассуждение — разум здесь ни при чем. Люди чувствовали Бога рядом, молились Ему, и в ответ получали просимое, — как и сегодня, в этих тысячах личных историй, которые хранятся в Церкви, в памяти духовенства, мы слышим от нашего народа о великих Божиих чудесах, совершаемых в их жизни. Вот на чем основывается вера.

А что же происходит с теми, кто не верит? Они не связывают с Богом то, что происходит в жизни, для них Бог просто отсутствует. Хотя таких людей очень мало. Иногда даже хулители имени Божиего подозрительно интересуются верой и религией, и уже в моем личном опыте есть несколько случаев, когда вчерашние хулители становились людьми верующими.

Поэтому, когда социологическая статистика говорит нам о цифрах, она говорит о чем-то очень поверхностном. Невозможно измерить глубину народной веры ни по посещению храмов, ни по количеству куличей и крашеных яиц. Невозможно, потому что человек, который еще вчера не мог назвать себя верующим, вдруг во мгновение прозревает и видит руку Божию в своей жизни, в жизни своего народа, в нашей истории и в современности.

А что же Церковь? Она неспособна по определению возбудить веру в человеке. Она лишь может помочь на пути к вере, потому что сам акт веры — это личный акт каждого вместе с благодатью Божией, это личный ответ каждого человека на Божественную благодать. А Церковь должна проповедовать, по слову апостола Павла, настаивать во времени и не во времени (2 Тим. 4:2). Она должна говорить об этом великом вселенском опыте переживания Божиего присутствия. Она должна говорить смело и радостно, особенно когда мы, собираясь во множестве наших храмов, переживаем великие события евангельской истории, ярчайшим из которых является Воскресение Христово.

И, поздравляя всех вас, мои дорогие братья и сестры, с этим праздником, я от всего сердца желаю каждому хранить веру, несмотря ни на какие внешние обстоятельства, и найти веру тем, кто опять-таки по каким-то обстоятельствам ее еще не нашел. Найти веру значит увидеть Бога, значит обрести дар Его благодати, значит обрести возможность жить с Ним. А жизнь с Богом — это и есть спасение.

Воистину Воскресе Христос! Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Материал взят с сайта: Патриархия.ру Приветствия и обращения

Читайте также

В Марийской митрополии встретили праздник Крещения Руси 28 июля, в День Крещения Руси, в Йошкар-Оле прошел межрегиональный фестиваль «Мыйын Юмемлан мурем» (Пою Богу моему) на набережной реки...
Миссионерский отдел Казанской епархии проводит просветительские занятия с военнослужащими Росгвардии 29 июля 2024 года в расположении воинской части 3730 Росгвардии Российской Федерации в городе Казани прошла просветительская встреча,...
На колоннаде Казанского собора прошел концерт, посвященный дню Крещения Руси 28 июля 2024 г. на колоннаде Казанского собора состоялся концерт, посвящённый дню Крещения Руси, по благословению Высокопреосвященнейшего...
В Туве прошел VIII ежегодный Миссионерский съезд В Туве прошел VIII  ежегодный Миссионерский съезд. В этом году мероприятие проходило в течение 12 дней. В нем приняли участие...
Наверх