Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Питириму (Творогову), епископу Душанбинскому и Таджикистанскому
1 августа 2012 года за Божественной литургией в Серафимо-Дивеевском монастыре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Питирима (Творогова) во епископа Душанбинского и Таджикистанского.
По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Питирима на служение и вручил ему архиерейский жезл.
Преосвященный епископ Питирим!
Неисследимым промыслом Всемогущего Бога ныне у мощей преподобного Серафима Саровского, на земле, освященной его подвигами, ты стал преемником апостолов воплощенного Слова, епископом Церкви Христовой, принял полноту благодатных даров Духа Святого.
Сохрани же в сердце своем слова наставления, которые я преподаю тебе в сей час по долгу Патриарха и в соответствии с многовековой традицией Православия.
Твой жизненный путь был стезей приготовления к сему дню и ко грядущему архипастырскому деланию.
Родившись в Сергиевом Посаде, в зрелом возрасте ты вошел в ограду Церкви, принял ответственное решение посвятить себя служению Господу и поступил в Московскую духовную семинарию. Твое становление происходило под духовным покровом преподобного Сергия. Именно в его «Большой келье» совершались главные события, определившие ход твоей жизни. Принеся монашеские обеты, ты был рукоположен в сан диакона, а затем пресвитера, дабы с дерзновением совершать многообразные труды на ниве Христовой. Тебе довелось быть алтарником московского храма, нести послушание референта ректора духовной академии, заниматься преподаванием, участвовать в миссионерских проектах, работать в книгоиздательстве.
Будь и впредь добрым продолжателем дела Евангельского свидетельства, теперь в новом для тебя качестве и на новом месте — в Республике Таджикистан. Твоя епархия входит в состав Среднеазиатского митрополичьего округа, возглавляемого Преосвященным владыкой Викентием, ныне участвовавшим в твоей хиротонии. Стремись явить клиру и пастве епархии такой образ отношений с главой округа — митрополитом, видя который христиане назидались бы в должном отношении к Священноначалию.
Помни, что фундаментом епархиальной жизни является деятельность приходских и монашеских общин. Каждая из них представляет собой строительный камень, совокупность которых, «слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе» (Еф. 2:21). Потому радей более не о формальном умножении числа приходов, но о том, чтобы люди, приходящие в храм Божий, обретали там братолюбие, искреннее внимание и заботу. Это послужит лучшим средством приведения человека к познанию благодати Христовой.
Правильно организовать епархиальную жизнь невозможно, опираясь лишь на свои силы и таланты. Посему имей сугубое попечение о подготовке достойных кандидатов в священство. Но, несмотря на крайнюю нужду в пополнении клира новообразованной епархии, не преступай апостольского завета: «Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым» (1 Тим. 5:22). Ибо архиерей, рукополагая недостойного кандидата в священники, становится как бы соучастником его грехов и его неспособности достойно совершать пастырское служение. Потому и предупреждал апостол Павел Тимофея, дабы он ни на кого рук не возлагал поспешно.
Тебе предстоит совершать свои труды в государстве с преимущественно мусульманским населением. Однако Православие присутствует здесь на протяжении долгого времени и стало неотъемлемой частью духовной жизни страны. В течение столетий сосуществование исламской и христианской религий являло пример добрососедства и взаимоуважения. Постарайся сделать все от тебя зависящее, чтобы эта добрая традиция была сохранена и получила дальнейшее развитие к пользе всего народа Таджикистана.
Вместе с тем не забывай и о необходимости соработничества со светской властью страны. Объединение усилий Церкви и государственных институтов призвано способствовать утверждению в сознании наших современников традиционных нравственных ценностей. Дай Бог, чтобы доброе взаимодействие между правящим архиереем и руководством независимой Республики стало отличительной чертой государственно-конфессиональных отношений в регионе.
Особой твоей заботой пусть будут нуждающиеся. Всегда содержи в сердце твоем призыв Божий: «Раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся» (Ис. 58:7). Нелицемерное попечение о сиротах, вдовицах, скорбящих и обремененных есть самое яркое подтверждение истинности Евангельской проповеди. Но таковым оно становится только тогда, когда это искреннее, нелицемерное, непринужденное, не по долгу и не по дисциплине только, но от сердца совершаемое служение.
Стремись привлечь к делам милосердия юное поколение православных христиан, дабы участие в социальных проектах становилось для молодежи школой любви и жертвенности.
Самым же главным в твоем грядущем служении да будет предстояние престолу Господню и, прежде всего совершение Божественной литургии. В разнообразных будничных заботах о благоустроении епархии, во множестве встреч и каждодневном напряжении сил не оставляй молитвы. С ревностью возноси горé сердечные воздыхания, принося Бескровную Жертву о всех и за вся. В приобщении Евхаристической чаше обретешь ты помощь во всех обстояниях, сколь сложными бы они тебе ни казались. Призывай к тому же и всех клириков и пасомых, вверенных тебе Промыслом Божиим посредством определения Священного Синода и через возложение на твою главу рук Преосвященных архипастырей.
Помни также и о том, что епископ по самому своему положению и по месту, занимаемому на богослужении, являет собой живой образ Христа. Посему крайне важно, чтобы внелитургическое поведение архиерея также было сообразно его высочайшему призванию. Старайся вести себя скромно и смиренно, избегай надменности, гнева и раздражительности, дабы сам внешний вид преемника апостолов был выражением власти любви, дарованной нам Спасителем.
Приими же сей жезл. Пусть он будет для тебя напоминанием о неизменности Евангельского призыва к свидетельству об Истине всем народам (см. Мф. 28:19) и знамением силы Божией, совершающейся в немощи человеческой (ср. 2 Кор. 12:9). Благослови от полноты даров Духа Святого православных христиан, молившихся о тебе во время таинства хиротонии. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Материал взят с сайта: Патриархия.ру Приветствия и обращения