Поиск

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день празднования 300-летия Александро-Невской лавры

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день празднования 300-летия Александро-Невской лавры

12 сентября 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжества по случаю 300-летия основания Александро-Невской лавры. После молебна на площади Александра Невского Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Ваше Высокопреосвященство! Уважаемая Валентина Ивановна! Уважаемый Георгий Сергеевич! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры, петербуржцы!

С особым трепетом я взираю на всех вас, собравшихся здесь, на площади Александра Невского в таком множестве, в день празднования в северной столице 300-летия Александро-Невской лавры. Сегодня уже прозвучали замечательные слова и о значении лавры, и о роли Александра Невского. А я хотел бы начать свое слово с цитаты из того апостольского чтения, которое мы слышали сегодня за Божественной литургией. Это слова, удивительно странно звучащие для абсолютного большинства современных людей. Слова, которые, как кажется, бросают вызов современным ценностям и современному взгляду на жизнь. А звучат эти слова так: «Носите бремена друг друга и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6:2).

Большинство людей скажет: а зачем мне носить чьи-то бремена? У меня и своих бремен полно: и со здоровьем не всегда ладится, и с работой не так уж благополучно, и денег не хватает, и соседи не слишком хорошие, да еще и проблемы с ценами, с коммунальными услугами… Да мало ли что трудное обрушивается на нас с вами в нашей повседневной жизни, и кажется: хватило бы сил свои собственные бремена-то нести, в лучшем случае бремена близких, родных. Но Евангелие категорически требует другого: «Носите бремена друг друга и только тогда исполните закон Христов».

Эти слова приобретают огромный смысл, разящую силу правды, когда мы прилагаем их к истории нашего Отечества. Что происходило на Чудском озере, что происходило здесь, на Неве, в устье Ижоры, когда молодой благоверный князь вступал в схватку с противником, во много превосходящим его по силе? Как смогла бы победить дружина Александра Невского, если бы каждый из дружинников не знал и не выполнял слов «Носите бремена друг друга»? И не самого себя защищал воин и на берегах Невы, и на льду Чудского озера — он подставлял плечо своему собрату, понимая, что гибель рядом стоящего воина — это и его гибель, это и его поражение. Это не просто понести бремя, это не просто поднести латы и меч — это принять на себя удар противника, защитить своим мечом, щитом и грудью того, кто рядом. Разве можно было без веры, без любви к Отечеству совершить эти подвиги?

Совершенно неслучайно Петр I незадолго до своей кончины принял решение перенести святые мощи святого благоверного князя из города Владимира сюда, в новую столицу. Он на собственном опыте — и своих побед, и своих поражений — знал, чтó означает способность людей носить бремена друг друга. Он был вдохновлен идеей построения великой столицы, великого государства, великой империи. Он хотел, чтобы народ был сильным и благополучным и прозорливо осознавал, что без исполнения заповеди о ношении бремен друг друга ничего не получится — никакой национальной идеи, никакого государственного и народного процветания, все разлетится на молекулы и атомы.

И нынешняя жизненная философия подталкивает нас к этому дроблению. Она заключается в простых словах: «живи, один раз живешь на свете, возьми от жизни все, какое тебе дело до других? Пускай каждый о себе позаботится, а я должен и то, и другое, и третье, и заработать больше, и купить больше, и сделать для себя больше». Таким образом, общество раздробляется, потому что нет единых ценностей, которые объединяли бы и в труде, и в борьбе, и, если нужно, в защите Отечества.

Петр, открывая врата Петербурга и страны Западу и желая, как мы бы теперь сказали, модернизировать страну, принимал очень многое со стороны. Он приглашал иностранных специалистов, он посылал своих подданных учиться за рубеж, он стремился поднять уровень образования, а для этого нужно было воспринимать иные образовательные и даже культурные модели. И вот он решил построить на берегах Невы не традиционную русскую столицу, а западный город. Само по себе, прагматически все это верно, но ведь с точки зрения национального самосознания и целостности народа это огромный риск, потому что можно потерять и национальность, и идентичность, и свою культуру, и веру, если слишком активно воспринимаются иные идеалы, иные ценности, иные культурные модели. Не поэтому ли, строя город по образцу западных столиц, Петр первым делом основывает здесь лавру и посвящает ее Александру Невскому — великому защитнику земли нашей, в том числе и от противников, которые шли с Запада? Наконец, он переносит сюда и его мощи, чтобы эта по западным образцам построенная столица оставалась городом православным, сильным духом. И Петр хотел, чтобы наш народ умел носить бремена друг друга, особенно тогда, когда требуются общие усилия, мощное взаимодействие, подлинная солидарность для решения проблем, стоящих перед страной.

И сегодня, празднуя 300-летие этого великого события, мы не можем не подумать о настоящем, о нашем Отечестве, о всей исторической Руси, о том, как нам важно сегодня, будучи открытыми и к Востоку, и к Западу, принимая нередко культурные модели, возникшие не у нас, а за рубежом, оставаться самими собой, сохраняя национальное самосознание, силу духа, подлинную идентичность. Без веры это сделать невозможно, и никто не может доказать обратное, потому что и в историческом опыте обратное всегда сопровождалось поражением и разрухой.

Вот почему, строя современное государство и модернизируя страну, мы должны идти по пути и Петра, и Александра Невского, прочно стоя на своих духовных основах, впитывая Божественную премудрость, выстраивая свои отношения с людьми не по принципу утилитарного использования, а по принципу взаимной поддержки, способности нести на себе бремена других людей, тем самым плотно сшивая ткань общественных отношений — настолько плотно, чтобы никакой катаклизм не был способен ее разрушить.

И сегодня мы молимся святому благоверному князю Александру Невскому и испрашиваем у него благословения всей исторической Руси, державе нашей Российской и прекрасной северной столице, в центре духовной жизни которой Свято-Троицкая Александро-Невская — его — лавра. И верим, что по молитвам нашим, может быть, недостойным, по молитвам тех, кто предшествовал нам, святой Александр Невский пред престолом Божиим испросит благословения для всех нас. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Материал взят с сайта: Патриархия.ру Приветствия и обращения

Читайте также

Руководитель миссионерского отдела Новосибирской епархии провел встречу со студентами колледжа машиностроения и сервиса им. С. Орджоникидзе В Колледже машиностроения и сервиса им. С. Орджоникидзе города Каспийска прошла встреча эксперта XI Международного межрелигиозного...
Семинаристы-миссионеры посетили колонию строгого режима в Твери 2 октября студенты Московской духовной академии, проходящие практику по миссиологии,  побывали в ФКУ ИК -1 г. Твери.  ...
На Шикотане построят еще один православный храм  23 сентября архиепископ Южно-Сахалинский и Курильский Никанор совершил чин основания храма в честь апостола и евангелиста Иоанна...
Ковчег с честной главой свт. Иннокентия, митрополита Московского прибыл в г. Иркутск 14 сентября ковчег с честной главой святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского, просветителя Сибири и Америки, прибыл в...
Наверх