Поиск

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в канун праздника Рождества Пресвятой Богородицы в Воскресенском кафедральном соборе Южно-Сахалинска

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в канун праздника Рождества Пресвятой Богородицы в Воскресенском кафедральном соборе Южно-Сахалинска

20 сентября 2010 года, накануне праздника Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил всенощное бдение в Воскресенском кафедральном соборе Южно-Сахалинска. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Ваше Преосвященство, владыка Даниил! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Высокие представители государственной власти, дорогие отцы, братья и сестры!

Совершенно особое чувство посещает человека, который прибывает на землю, отдаленную тысячами километров от того места, где он живет. Но тем более особое чувство посещает каждого россиянина, когда он приезжает на русский Дальний Восток, пересекая несколько часовых поясов, тысячи километров, — и оказывается не где-то в заморской стране, а у себя дома, в своей родной стране. Когда взираешь на эту огромную территорию, на это бескрайнее географическое пространство, то рождается много мыслей. И первая мысль — какой же духовной силой должны были обладать наши предки, чтобы без дорог, без навигации, без средств связи, без транспорта, без лекарств, а иногда и без еды и питья идти навстречу солнцу! Представьте себе, что вы в дремучем лесу и вам нужно идти навстречу солнцу, и рядом никого — одни только дикие звери, и неизвестно, что ждет там, на востоке… Но наши землепроходцы шли, движимые огромной внутренней силой, которую даже представить современному человеку тяжело.

Эта внутренняя сила свидетельствовала о динамизме нации. Пружина нашей национальной жизни произвела действие огромной силы — освоение этих сибирских и дальневосточных регионов. И затем сюда пришли монахи, священники, труженики, которые стали обустраивать все это огромное пространство. И на современном самолете сюда лететь тяжело — заботливая бортпроводница спрашивает: «У вас ноги не затекли?» Смотришь через иллюминатор и думаешь: а что же было с теми людьми, которые преодолевали эти топи, болота, реки, леса своей физической силой? Нам нужно почаще обо всем этом вспоминать, чтобы соотносить самих себя с нашими предками. И вот какой вопрос возникает — что же это была за великая сила, которая двигала людьми? А ответ простой — то была сила духа. Так устраивалась православная держава. Те, кто шел, имели крепкую веру в Бога. Они на Него возлагали надежду, молились, прокладывая свой путь, и побеждали.

С темой величия нашей страны связаны и другие размышления. Сегодня мы неизмеримо богаче и сильнее наших предков. Но, наверное, нам не хватает силы духа. Если соотнести то, что мы делаем, с тем, что сделали они, — они выиграют, какие бы коэффициенты ни выставлялись. Вот и получается, что для того чтобы жить в великой стране, нужно иметь великой силы дух. А если дух слабеет, то люди становятся недостойными своей великой державы.

Я обращаю эти слова не к тем людям, которые живут на Дальнем Востоке. Всем вам низкий поклон за то, что вы сделали, и то, что делаете, — и как обустраиваете эти места, и как возрождаете веру православную. Это мое слово ко всему народу. Великий народ — это тот народ, который имеет великую силу духа. Сегодня у России особые возможности, которых, может быть, не было в прошлом. Мы живем в свободной стране, где, во-первых можем свободно верить в Бога, строить храмы, молиться, где нас никто не пугает никакими карами. Так пусть же пример великих предков, умевших сочетать молитву и труд, поможет и нам осознать простую истину, так ярко выраженную в русской пословице «Без Бога — ни до порога».

Я верю в то, что Россия полностью реализует тот великий исторический шанс, который ей дан. У нас нет другого пути. Но говорить об этом хочется именно здесь, на дальнем порубежье Руси, — там, где, может быть, все мы должны работать особенно усердно, чтобы жизнь менялась к лучшему. За последние годы сделано много доброго. Я вчера с удовольствием посмотрел по телевизору репортаж об открытии дороги на Сахалине — современной хорошей дороги, благодаря которой люди больше не будут погибать в лавинах, в селях. Дай Бог, чтобы каждый год, а лучше каждый месяц что-то прирастало в жизни людей — материальное и, конечно, духовное. Для того чтобы иметь великий дух, нам нужно сохранять внутреннее единство — единство народа.

Православная Церковь призвана содействовать сохранению этого единства. Наверное, неслучайно в течение всей истории, когда хотели нас ослабить — внутри страны или за ее пределами, то подрывали духовную основу жизни людей, сеяли плевелы сомнений, безбожия или различных псевдорелигиозных идей, увлекая народ наш, стремясь лишить его внутреннего духовного единства. На Православной Церкви лежит великая ответственность, и эту ответственность Церковь осуществляла и в трудные годы, когда верить в Бога было запрещено, и старается осуществлять в меру сил своих и сегодня.

Я хотел бы особым образом обратиться к духовенству Сахалина. Пусть вам не кажется, что вы служите в далекой епархии. Это не далекая епархия — это епархия, очень близкая моему сердцу, потому что со всей очевидностью я понимаю, насколько важно именно здесь, на дальнем восточном порубежье, укрепление духа людей, их веры и способности быть едиными и солидарными в преодолении многих трудностей. Помните, что вы на важном рубеже нашей церковной работы — невидимой брани за души человеческие, за спасение людей, за их духовную жизнь.

Для того чтобы эффективно проповедовать слово Божие, нужно жить вместе со своим народом, быть близким к нему, понимать его чаяния, его скорби, его радости, говорить с людьми на простом человеческом языке, передавая этим простым языком Божественные истины. Ведь Бог мог написать Евангелия так, что ни один человек бы не понял. Но каждый понимает — и образованный, и простец, и молодой, и старый. Слово Божие поражает любого мыслящего человека, способного вообще воспринимать написанное и слагать в свою душу. Вот так и мы должны говорить — просто и ясно. И проповеди наши должны звучать убедительно, и жизнь наша должна быть вместе с народом. И особенное внимание следует обратить на детей, на молодежь, которую сегодня нередко бес похищает соблазнами, раскрепощает инстинкты, превращая человека в зверя, лишая его красоты Божиего образа. Поэтому воспитание детей и молодежи — это огромная задача общества и Церкви. И дай Бог, чтобы здесь, на Сахалине, пред лицом многих опасностей и многих искушений, и государство, и общество, и Церковь были вместе, соединяя усилия для воспитания нашей молодежи.

Я хотел бы также сказать еще и о том, что Господь принял на себя грехи рода человеческого, понес страдания. Это великий знак любому, кто хочет следовать за Христом. Не нужно бояться принимать на себя скорби другого человека. Есть такое распространенное сегодня выражение: «ты меня не грузи своими проблемами». Ужасные слова, которые свидетельствуют об отчуждении, об отсутствии солидарности, об отсутствии способности жить жизнью другого человека. Вместо этих слов у Церкви должно быть другое слово: «Скажи мне все, что ты хочешь сказать, раздели со мной твою скорбь, передай мне часть твоих слез, и мы вместе помолимся и найдем мудрое решение, потому что Господь отвечает на нашу молитву». Вот если пастырство в Церкви, труд священника будет таким, то нам не будут страшны никакие секты, никакие еретические учения, потому что там, где любовь Христова, где реальный труд, где подлинная молитва, — там исчезает, как дым, всякое вражеское наваждение.

Я бы хотел поблагодарить Вас, владыка Даниил, и Ваше духовенство за все то, что было сделано на этой земле, особенно за последние девять лет. Сегодня я вспоминал и труды владыки Гавриила, который ныне вместе с нами, — он открыл на Сахалине первые три храма, и последующих тружеников на ниве Божией здесь; но особенно, конечно, Вас, владыка и Ваше духовенство. За эти девять лет очень многое было сделано, и мне как Патриарху радостно видеть плоды этих трудов. До глубины души взволнован я и искренне тронут вашей молитвой, выражением ваших лиц и ваших глаз. Не нужно быть психологом, чтобы видеть, что происходит с человеком, когда его касается благодать Божия. Процвела языческая неплодящая церковь (см. Октоих, ирмос 3-й песни Воскресного канона 2-го гласа), процвела замечательным цветом, и сегодня Сахалин — это не духовная пустыня. Это место жизни, работы, молитвы, веры и надежды тысяч и тысяч людей.

Я хотел бы также поблагодарить руководство области за труды, которые ныне осуществляются. Сегодня действительно открываются совершенно новые возможности у Сахалина, и дай Бог, чтобы эти возможности в полной мере использовались для того, чтобы жизнь людей менялась к лучшему, чтобы Сахалин для многих стал вожделенной землей, чтобы сюда стремились приехать — с тем, чтобы жить в этой красоте, получать хорошую зарплату, ездить по хорошим дорогам и не чувствовать никакой оторванности от России. У Сахалина есть все возможности для такого устроения жизни. Но чтобы эта жизнь не была языческой, надо работать рука об руку с Церковью. Тогда мы действительно сделаем не меньше, чем сделали наши благочестивые предки, и наш современный труд — с поправкой на время, на технологии — можно будет смело соотнести с их историческом подвигом.

Я хотел бы, владыка, в память о пребывании в этом святом храме вручить икону святого преподобного Иосифа Волоцкого с частицей его мощей. Преподобный жил под Москвой, в Волоколамске, в XV веке и очень много сделал для материального и духовного устроения жизни — и Церкви, и своего народа. В его личности соединилась и деятельность политика, и труд прекрасного хозяйственника, и подвиг святого старца. Дай Бог, чтобы пример Иосифа Волоцкого помогал современному человеку соединять в своей жизни небесное и земное, временное и вечное. И тогда Господь приклонит милость к нам, как Он приклонил ее к Своему угоднику Иосифу, Волоцкому чудотворцу.

А каждому из вас я хотел бы преподать свое благословение в виде этой небольшой иконочки святителя Иннокентия — того самого, который чудом остался жив в бурных волнах морских и спасся от кораблекрушения здесь, на Сахалине. Он был великим миссионером: ходил пешком, ездил на собаках, ездил на оленях через тундру, через тайгу, через горы, пропасти земные и проповедовал Христа, оставив великий след, а затем стал митрополитом Московским и ныне причислен к лику святых. Его молитвами да благословит Господь землю Сахалинскую, Курильские острова — ту землю, которая стала для него родной, и да поможет всем нам сберечь и укрепить веру в наших сердцах. Храни вас всех Господь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Материал взят с сайта: Патриархия.ру Приветствия и обращения

Читайте также

В Якутской епархии завершился проект аудиозаписи книги Исход и Библии для детей на якутском языке По благословению архиепископа Якутского и Ленского Романа в Якутской епархии перевели книгу Ветхого Завета «Исход» и Библию для детей на...
В Закамском благочинии прошли миссионерские встречи с прихожанами храмов и православной молодёжью 7 июля на территории храма святых бессребреников Космы и Дамиана в городе Набережные Челны состоялась беседа на тему «Участие верных в...
В Подольске прошел рабочий межъепархиальный семинар по реализации проекта создания миссионерских карт епархий Московской митрополии 20 июня в Подольске прошел рабочий межъепархиальный семинар по реализации проекта создания миссионерских карт епархий Московской...
В праздник Пятидесятницы на ступенях Казанского собора Санкт-Петербурга прошел концерт под открытым небом 23 июня, в день праздника Святой Троицы (Пятидесятницы), по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, на...
Наверх