Поиск

Святейший Патриарх Алексий: «Самообразование — это пожизненная потребность человека»

Святейший Патриарх Алексий: «Самообразование — это пожизненная потребность человека»

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II ответил на вопросы обозревателя журнала «Обучение и карьера» Елены Кубряк («Обучение и карьера» N 39 (82), 10—16 октября 2005 года)

— Ваше Святейшество, расскажите, пожалуйста, с чего начинался путь Вашего служения Церкви?

— Бог благословил мне родиться в глубоко верующем семействе и с детства жить в атмосфере церковности и искреннего благочестия. Мои родители — приснопоминаемый протоиерей Михаил и мама Елена Иосифовна, — а также люди, окружавшие нашу семью, подавали пример ревностного служения Церкви Христовой, которому я с юных лет стремился подражать. Помню свое первое послушание в храме — на праздник Крещения Господня помогать раздавать святую воду. Тогда мне было шесть лет.

Встречи с людьми живой веры, имевшими богатый опыт духовной жизни, незабываемые доныне впечатления от паломнических поездок, первые прочитанные мною книги о Православии, постоянное участие в богослужении, — все это напитывало детскую душу, согревало ее теплотой веры и утверждало в решимости служить Богу.

Но мне также довелось лицом к лицу увидеть и человеческое страдание. В период фашистской оккупации мой родитель неоднократно посещал лагеря для перемещенных лиц, совершал там богослужения. Многих он крестил, многим открыл путь к жизни во Христе посреди царившей вокруг смерти. Меня, тогда еще подростка, он брал с собой для исполнения обязанностей псаломщика. Мы, насколько это было возможно в тех обстоятельствах, собирали для узников лагерей продукты, одежду, лекарства, чтобы по возможности облегчить их участь.

Впечатления детства и юности я пронес через всю жизнь и сохраняю их в своем сердце — с благодарностью ко Господу за все ниспосылаемое нам. Ваш вопрос побуждает меня мысленно обратиться к событиям прошлого, а также к духовному и жизненному опыту, вынесенному из них. Могу свидетельствовать, что был ведом премудрым Промыслом Божиим по жизненному пути к тому будущему, которое до поры было сокрыто от меня. Я же, со своей стороны, старался поступать так, чтобы мой человеческий выбор не противоречил воле Божией о нашем спасении.

— Как решался вопрос выбора между светским и духовным образованием?

— Когда я достиг того возраста, в котором молодой человек обычно задумывается о выборе образования, у меня уже сформировалось четкое представление о том, какому служению я хотел бы посвятить жизнь. Имея перед собой многочисленные и впечатляющие примеры самоотверженного служения Богу и Церкви: моих родителей, валаамских иноков, моего духовника протоиерея Иоанна Богоявленского, бывшего законоучителем в моей школе, и многих других встреченных мною людей, — я твердо решил следовать по их стопам. Хотя в прежние годы это было неизбежно связано с трудностями. Таким образом, выбор образования был предопределен бескомпромиссным выбором жизненного пути. В 1947 году, вскоре после окончания войны, я поступил в Ленинградскую Духовную семинарию, затем окончил Духовную академию, был рукоположен в священный сан, навсегда связав свою жизнь с Церковью.

— Как именно полученное Вами образование повлияло на продвижение по ступеням церковной иерархии?

— Систематическое духовное образование для священнослужителя и тем более для епископа Церкви совершенно необходимо. Дело в том, что круг вопросов, с которыми приходится сталкиваться священнику, весьма обширен и требует глубоких познаний в таких областях, как богословие, святоотеческое наследие, история, каноническое право, литургика и многие другие. А продвижение по ступеням церковной иерархии — это прежде всего возрастание меры ответственности, необходимость принимать подчас трудные, но безошибочные решения, ибо попечению священника и епископа вверены человеческие души!

Нужно иметь в виду и следующее: полноценное духовное образование немыслимо вне живого опыта церковной жизни, без чувства причастности к нашей православной традиции. Я по сей день храню благодарную память о молитвенной обстановке, в которой протекала жизнь воспитанников Духовных школ, о профессорах Ленинградской академии, многие из которых сумели передать нам дух и традиции еще дореволюционного духовного образования.

— А насколько важную роль в Вашей жизни занимало самообразование?

— Самообразование — это пожизненная потребность человека. Глубоко убежден: человек призван возрастать на протяжении всей своей жизни. Потому что тот, кто останавливается в духовном и интеллектуальном развитии, кто не ставит перед собой все более высокие ориентиры и цели, рано или поздно начинает отступление с уже завоеванных вершин. Поэтому и сегодня редкие свободные минуты стараюсь посвящать чтению и к этому же призываю наших священнослужителей. Без постоянной работы над собой, без самообразования и самосовершенствования немыслимо никакое жизненное призвание, никакое служение, и в первую очередь, пастырское служение.

 

— Насколько сложно было совмещать пастырское служение с административной деятельностью и научной работой?

— Совмещать эти труды было непросто в прошедшие годы, и тем более непросто это сегодня, когда сфера социальной ответственности Церкви расширяется с каждым днем. Но я всегда исходил из убеждения, что многосоставная деятельность епископа — совершение богослужений, проповедование, заботы по управлению церковным организмом, постоянные обращения к сокровищнице богословской мысли — подчинены единой и благой цели: «чтобы слово Господне распространялось и прославлялось» (2 Фес. 3. 1) среди людей, чтобы свет Евангелия просвещал человеческие души, открывал для них путь к Царствию Небесному. Непрестанное памятование об этой великой цели помогает мне и сегодня организовать свою жизнь так, чтобы ни одна из важнейших составляющих Патриаршего служения не оставалась вне моих забот.

— Каковы особенности пастырского служения в современном мире? Трудно ли быть Патриархом?

— «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9. 22), — эти слова апостола Павла должны определять жизнь современного пастыря. Если есть в служителе Божием горение веры, пламенная и святая ревность, то своим огнем он способен возжечь души других людей стремлением к жизни по заповедям Христовым. Оставаясь человеком глубокой веры и твердого стояния в ней, пастырь должен в то же время хорошо представлять себе жизненные обстоятельства, проблемы и искушения своей паствы, быть готовым дать ответ на то, что в наши дни способно тревожить и смущать души людей. Пастырь должен быть широко и глубоко образованным человеком, свободно ориентирующимся в достижениях науки и творчества, в культурных и общественных процессах. Задаче воспитания такого пастыря подчинена и предпринимаемая ныне Русской Церковью реформа духовного образования.

Говоря о труде Патриаршего служения, отмечу, что во все времена это был и есть груз великой ответственности за судьбу Церкви и народа Божия в конкретных, подчас весьма драматичных исторических обстоятельствах. В этом служении цена неверного решения столь высока, что не оставляет Предстоятелю Церкви права на ошибку, ибо ее последствия могут сказываться спустя годы и столетия. Это требует сугубой осторожности, богословской чуткости, молитвенной самодисциплины, взвешенных и продуманных решений, способности сочетать милосердие и твердость. Патриарший крест был бы вовсе неподъемен, если бы не Божия благодать, укрепляющая немощные человеческие силы, и не молитвенная помощь всей Церкви – епископов, священников, диаконов, благочестивых мирян. Я благодарен всем, кто молятся обо мне и помогают мне в обширных Патриарших трудах.

— Ваше Святейшество! Просим Вашего напутствия и совета для тех, кто сегодня имеет намерение получить духовное образование в одном из православных учебных заведений и служить Православной Церкви.

— Святой праведный Иоанн Кронштадтский, выдающийся пастырь и проповедник, обративший на путь спасения тысячи людей, отвечая на вопрос о том, что вдохновляет его на служение, в чем он черпает силы, сказал: «Я жил в Церкви». Пусть жизнь в Церкви определяет все ваши устремления. Только благодатный опыт церковной жизни может быть основой пастырского служения в будущем, поможет преодолеть трудности и искушения, которые неизбежны в жизни священнослужителя.

Берегите чувство благоговения перед святыней, попечение о которой будет вам особо вверено в Таинстве Священства. Если вы сохраните в сердце это благодатное чувство, то оно всегда поможет вам определить верный путь, избежать ошибок, наставить и поддержать обращающихся к вам за советом и утешением, спасти для Бога и Церкви тех, кто ищут в вас духовной опоры.

Материал взят с сайта: Патриархия.ру | Интервью

Читайте также

«Татар-информ» запускает цикл видеоподкастов на православные темы Руководитель миссионерского отдела Казанской епархии иерей Александр Ермолин ответит на самые распространённые вопросы или развенчает...
Рождественский праздник в миссионерском храме Песнопения и колядки на 8 языках мира в минувшее воскресенье, 14 января, услышали прихожане и гости храма святителя Николая Мирликийского...
Состоялся семинар по практическому миссионерству 28 ноября в рамках «Рождественских Чтений Невского района» состоялся семинар по практической миссии с помощниками настоятелей по...
Миссионерская беседа в Брянском государственном технологическом университете 3 ноября в Политехническом колледже БГТУ в преддверии праздника состоялась беседа-лекция руководителя Брянского епархиального Отдела...
Наверх