Святейший Патриарх Кирилл: «Эти расстрельные урочища являются величайшим памятником безбожию»
4 июня 2010 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил мемориальное лесное кладбище в урочище Сандармох в Медвежьегорском районе Карелии — самое большое на Северо-Западе России захоронение жертв политических репрессий 1937-1938 годов. У креста на месте братских могил Святейший Патриарх Кирилл совершил литию, после чего обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.
Вечная память всем, на сем месте невинно умученным, убиенным, которые сегодня незримо, но реально вместе с нами возносят молитву Богу.
Когда посещаешь такие места, как Сандармох, то понимаешь, что человек может быть святым и может быть страшным — невозможно сказать просто злым — чудовищем, зверем, хуже зверя. Человеческая природа наделена разумом, волей, чувствами, и возникает вопрос: а почему же люди становятся чудовищами? Что происходило в сознании, в сердцах тех, кто расстреливал здесь людей себе подобных, что чувствовали они, глядя в глаза этих несчастных, что переживали они, видя море крови и тысячи трупов, — человеку с нормальной психикой трудно себе представить. Но ведь все это было. А разве родились те, кто давал приказ о расстреле невинных, и те, кто приводил эти страшные приказы в жизнь, зверями, чудовищами? Все они были маленькими детьми, их гладили по головке, им давали пряники, они росли. Что же произошло с этими людьми?
А произошло вот что. Когда человек отказывается от Бога — ему все дозволено. Это не мои слова — это слова великого Достоевского. Эти расстрельные ямы, эти расстрельные урочища являются величайшим памятником безбожию.
Когда нам говорят, что неверующий человек может быть хорошим, мы соглашаемся с этим. Но неверующий человек может стать зверем, а верующий — никогда, если он сохраняет веру в Бога, потому что он верит в бессмертие, он понимает, что предстанет пред лицом Божиим, он осознает, что за порогом земной жизни — предстояние Богу и ответ за все дела. Верующий человек тоже может быть грешником, и лукавым, и лживым, и похотливым, и слабым, но у него есть некая грань, перейти которую, не разрушив внутри себя веру, он не может.
Находясь у этих могил, у этих памятников воинствующему, страшному безбожию, породившему чудовищ из тех самых мальчиков и девочек, которых гладили по головке, мы все должны сделать важнейший мировоззренческий вывод. Мы должны крепко держаться за свою веру как за путеводную нить, как за канат во время шторма, чтобы никогда и ни при каких условиях народ наш больше не впал в это безумие — в богоотступничество, когда человеку становится все возможно и все доступно, и нет никаких границ, и нет никаких преград.
И сегодня совершаются преступления, часто очень жестокие. Нельзя сказать, что просвещение, наука, общественное развитие так смягчают нравы, что исключают возможность повторения этих страшных событий. Никакие внешние факторы не способны изменить внутреннего состояния человека. Вот почему, размышляя о будущем, мы говорим: будущее человечества — не только страны нашей — возможно только тогда, когда люди соединят веру со своей жизнью. Именно через это соединение и может быть определен мирный и радостный для людей путь исторического развития.
Наш народ как ни один другой пережил кошмары массовых убийств и беззаконий. И поэтому мы несем огромную ответственность перед памятью тех, кто был здесь умучен, за воспитание наших детей, за формирование нравственного климата в нашем обществе, за создание новой России, в которой люди научились бы жить действительно по совести, а не только по закону. И тогда эти страшные урочища останутся только памятниками прошлого.
Мы молимся о том, чтобы никогда более на земле нашей не проливалась невинная кровь, чтобы брат не убивал брата, чтобы человек никогда не превращался в зверя, но чтобы созидалась мирная, братолюбивая атмосфера взаимного общения.
Я радуюсь возможности встретиться со всеми вами. Благодарю вас, что вы вместе со мной разделили эту молитву и выслушали мои размышления вслух. Пусть Господь нам поможет покинуть это место с ясным пониманием того, что означает вера для личной и общественной жизни людей. Пусть Господь укрепит нас в следовании Его воле, Его закону, что и преобразует во благо все человеческие отношения. Храни вас Господь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Материал взят с сайта: Патриархия.ру Приветствия и обращения