Святейший Патриарх о миссионерском служении
Подборка цитат Святейшего Патриарха Кирилла о миссионерском служении в современном мире.
Брошюра «О миссии Церкви в современном мире», 2014 г.
Для того, чтобы решить стоящие перед нами огромные миссионерские задачи, необходимо, чтобы миссией занимался весь народ Божий — иерархи, священники, диаконы, миряне, наша интеллигенция, которая несет особую ответственность за всё случившееся в нашей стране.
Из выступления Святейшего Патриарха Кирилла на открытии IV Всецерковного съезда епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви 17 ноября 2010 г.
Проповедь о Воскресшем Спасителе «даже до края земли» (Деян. 1:8) — важнейшая миссия Церкви. Начало этой миссии было положено в день Пятидесятницы. Сошествие Небесного Утешителя на апостолов стало, как писал святитель Феофан Затворник, первым вздохом человечества Божественным Духом. С тех пор Церковь, будучи, по слову апостола, полнотой наполняющего всё во всём Духа Святого, дышит Им непрестанно, и совершается это дыхание в Таинствах, главное из которых — Святая Евхаристия.
Из слова Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла преосвященному Владимиру (Михейкину), епископу Петропавловскому и Булаевскому 8 июня 2014 г.
О сути миссионерского служения
Свидетельство о православной вере всегда являлось и является основным смыслом внешней церковной деятельности. Содержание свидетельства никогда не меняется. Однако каждое поколение тружеников на этой ниве должно творчески осуществлять его, исходя из новых обстоятельств времени. Хранение на протяжении истории истинной веры предполагает такую ее передачу последующим поколениям и в каждой культуре, которая помогала бы людям усвоить спасительные истины этой веры как норму жизни.
Движение навстречу людям — это то, к чему нас призвал Сам Господь.
Евангелие от Матфея завершается замечательными словами Спасителя, которые Он сказал Своим ученикам: «Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча всему тому, что Я заповедал вам» (см. Мф. 28:19-20). До недавнего времени мы в этой фразе менее всего обращали внимание на первое слово — «идите». Но Господь не сказал: «Оставайтесь в своих общинах, звоните в колокола, а когда к вам народ придет, вот тогда вы их учите и крестите». Ничего подобного не было сказано, Господь говорит: «Идите!» В этом слове вся динамика и весь смысл развития христианства. Без этого подвига — идти и учить — ничего бы не было.
Из слова Святейшего Патриарха Кирилла во время благословения миссионерского поезда «Святитель Иннокентий Московский» 16 сентября 2014 г.
Что находится в центре апостольского служения?
Внешне оно выглядит как проповедь, как миссия. Действительно, так и было. Люди не узнали бы о Христе, если бы апостолы остались в Иерусалиме, а тем более в уютной, с хорошим климатом Галилее. Если бы первая апостольская община после страданий, смерти и Воскресения Господа ушла в Галилею и осталась там навсегда — о, как бы им было хорошо! Как бы они замечательно завершили свою жизнь —в радости, в мире, в спокойствии, окруженные своими единомышленниками!
Не того требовал от Своих учеников Спаситель. Он потребовал, чтобы они пошли даже до края земли (Деян. 1:8), — и они пошли. Никакого уюта, никакого приятного климата, никакой вкусной пищи, никакого окружения друзей — одни испытания. Апостол Павел, говоря о своей жизни, сообщает страшные детали: пять раз он был избиваем плетьми, получив без малого 200 ударов, трижды его били палками, один раз побивали камнями, стремясь умертвить. Его путешествия были связаны с испытаниями, с бурями, с нападениями от разбойников, от властей и даже от лжебратьев (см. 2 Кор. 11:21-12:9). Не было покоя, не было мира, не было отпусков или выходных дней — вся жизнь была отдана апостольскому служению. Апостол — это посланник, это свидетель, и свидетельству о Христе была отдана вся жизнь.
Но если не только с внешней стороны посмотреть на апостольское служение, но попытаться понять, что является его сердцевиной, то понять это невозможно без сегодняшнего Евангельского чтения (Мф. 16:13-19). Господь обращается к апостолам и спрашивает: за кого Меня почитают люди? Ему отвечают: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию-пророка, которому надлежало придти в мир, третьи за пророка Иеремию. И, обращаясь к апостолам, Спаситель задает им самый важный вопрос: а вы за кого Меня почитаете? И тогда Петр отвечает: Ты — Христос, то есть Спаситель, обетованный Мессия, Сын Бога Живаго. Эти слова явились исповеданием веры.
Именно исповедание веры лежит в сердцевине апостольского служения.
Исповедание — это не только публичная артикуляция неких вероучительных истин. Исповедание — это утверждение абсолютного, непреходящего значения того, что апостолы получили от Самого Спасителя.
Исповедание есть утверждение системы ценностей, выше которых нет ничего.
Но если бы апостолы говорили только словами о Христе, о Евангельских ценностях, рассказывая людям то, что им сообщил Спаситель, то это не было бы исповедничеством. Требовалось, чтобы не только словом — всей жизнью своею они свидетельствовали истину слов о Спасителе. И вся жизнь апостолов, в первую очередь первоверховных Петра и Павла, была этим исповедничеством, сопровождавшимся скорбями, болезнями, гонениями и завершившимся смертью — насильственной, мученической смертью.
Вот почему, говоря об исповедничестве, святитель Иоанн Златоуст говорит, что больше этой добродетели нет ничего, что исповедничество нельзя сравнить ни с чем другим. И в подтверждение приводит слова из Евангелия: кто исповедует Меня перед людьми, того Я исповедую пред Отцом Моим Небесным (Мф. 10:32). А значит, всякого, кто исповедует Христа — словом, делом, жизнью, страданием и даже смертью, — того Сын Божий будет исповедовать пред лицом Отца Своего Небесного. Какая же еще добродетель заслуживает такой награды? И прав святитель Иоанн Златоуст: нет выше добродетели. А потому нет в этом мире ничего выше и значимее апостольского служения.
Апостолы почили. А кто же продолжает это служение? Может быть, оно пресеклось? Если бы было так, то мы с вами не стояли бы в этом историческом кафедральном соборе в Петербурге. До этих мест просто не дошла бы весть о Спасителе. Последующие поколения христиан, Церковь Христова, возглавляемая епископами, наследниками и преемниками апостольского служения, продолжают это историческое странствие, в центре которого — исповедание веры в Господа и Спасителя нашего.
И никогда это исповедание не было легким. Оно чаще всего сопровождалось враждебной реакцией людей, не желавших или неспособных воспринять слово апостольской проповеди. Иногда эта реакция приобретала чудовищные размеры и страшный характер насильственной борьбы с христианством. И мы знаем, как первые три века христианской истории были омрачены кровавыми гонениями.
Но ведь не пресеклось исповедничество! Не убоялись те древние епископы, священники, верующие во Христа мужчины, женщины, дети нести миру исповедание о Господе и Спасителе. Вся последующая история доносит до нас свидетельства о мученических и исповеднических подвигах. И многократно в этой истории отобразились и побитие камнями, и скорби, которые принял на себя апостол Павел, которые приняли на себя все 12 учеников Спасителя, и только один из них по особому Божиему снисхождению избег насильственной смерти — то был Иоанн Богослов.
Мы с вами члены той самой Церкви, которая была основана Господом, которая была проповедана святыми апостолами, в центре которой было самое великое и славное деяние — исповедание веры. Сегодня мы живем в условиях, когда это исповедание не сопровождается риском потери здоровья или жизни, нет никаких открытых гонений.
Но не было ни одной эпохи, ни одного десятилетия за все две с лишним тысячи лет христианства, когда исповедание имени Иисуса Христа, Сына Бога Живаго, не сопровождалось бы скорбями и трудностями.
В этом смысле и сегодня наша эпоха не отличается от других, но несет в себе, конечно, совершенно иные вызовы, с которыми Церковь сталкивается на пути осуществления своего апостольского служения.
Из речи Святейшего Патриарха Кирилла в соборе во имя первоверховных апостолов в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга 12 июля 2014 г.
О свидетельстве в современном мире
Наша основная задача — донести до зарубежных государственных и общественных деятелей позицию Церкви по злободневным проблемам современности, проинформировать их о пастырском и социальном служении Русской Православной Церкви, осуществляемом в 60 государствах мира, об опыте межрелигиозного диалога в странах канонической территории Московского Патриархата.
Многие иностранные политики видят в Русской Православной Церкви важного партнера в современной общественной дискуссии, прислушиваются к ее мнению.
Из доклада Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2 февраля 2013 года
Расстояния и пространства не могут служить препятствием для ревностной соборной молитвы, уз Христовой любви и воплощения в жизнь канонических норм церковного бытия.
Важнейшая задача, стоящая ныне пред каждым служителем Церкви, заключается в том, чтобы, защищая исконные традиции нашего народа, нести свет Христов людям и наставлять их в истинной вере, благодатью укрепляя сердца (Евр. 13, 9).
Из слова Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла епископу Уссурийскому Иннокентию (Ерохину), викарию Владивостокской епархии, в Екатерининском кафедральном соборе г. Краснодара 7 декабря 2010 г.
Русских иногда называют народом мягкотелым, недостаточно пассионарным, не умеющим давать сдачи. А ведь именно эти качества, сформированные в первую очередь под влиянием Православной Церкви, и привели к тому, что вместе с этим народом, без всяких рисков потерять свою национальную самобытность, свое достоинство, трудятся многие и многие другие народы. Что было бы, если бы русские не имели этой мягкой открытой души, сформированной Православием? Они оттолкнули бы своей силой очень многих и никогда не стали бы ядром огромной многонациональной страны. Чрезвычайно важно подчеркнуть, что в противовес разделяющему, конфликтному, болезненному национализму Русский народный собор обладает потенциалом, который позволяет, опираясь на русскую нацию и русскую культуру, содействовать широкому межнациональному диалогу и братскому сотрудничеству народов и этносов в единой семье Российского государства.
Из речи на первом пленарном заседании Тюменского форума Всемирного русского народного собора по теме «Стратегия диалога: единство России и межнациональный мир» 21 июня 2014 г.
Приходская миссия
На фундаменте, заложенном апостолами, стали возводиться дивные храмы. Их созидание шло в соответствии со всеми законами культурного развития рода человеческого, потому что люди привносили в созидание Церкви лучшее, что они имели, — высочайшие образцы своей культуры, своих знаний. Неслучайно мы совершаем сегодня службы не в катакомбах, как первые римские христиане, не в частных домах, как апостолы, а в дивных храмах, которые народ наш и христиане по всему миру строили и строят для того, чтобы своими делами, своими культурными достижениями прославить Бога, воздать Ему должное.