«Всех должно призывать в послушание Евангелию»: миссионерское служение в свете наследия свт. Василия Великого
Введение
Миссионерство – проповедь Евангелия для обращения людей ко Христу – «основывается на двухтысячелетнем опыте православного свидетельства и святоотеческой традиции»[1]. В этой традиции особенно выделяется наследие трёх вселенских учителей и святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Эти святые имеют высочайший авторитет, их жизнь и творения служат ориентиром для православных христиан и являются значимыми для любой области церковного служения, включая такое важнейшее дело, как миссионерство (благовестие, священноапостольство).
В данной статье предпринята попытка рассмотреть миссионерское служение в свете наследия святителя Василия Великого[2], чтобы почерпнуть значимые для современных проповедников Евангелия мысли и применять их в церковной деятельности.
Предметом исследования здесь служат:
1) произведения кесарийского архипастыря, напрямую относящиеся к теме проповеди Евангелия, миссионерства, а именно:
«Нравственные правила»:
Правило 6. «О дерзновении в исповедании Бога и Христа Его»;
Правило 70. «О тех, кому вверена проповедь Евангелия, когда, кого и чему должны они учить»;
Правило 80. «Каковы вообще, по требованию Слова Божия, должны быть христиане и предстоятели»;
произведение «О крещении», а именно книга II, глава 12 («Должен ли всякий заботиться обо всех и обо всём или только об уверовавших, да и о тех – лишь по уделённому ему дарованию Святого Духа»);
2) отдельные мысли свт. Василия (в том числе толкования к некоторым стихам Библии), связанные с темой миссионерства, встречающиеся в самых разных произведениях;
3) апологетические и полемические сочинения в защиту православной веры[3].
В качестве текстовой основы исследования взято двухтомное издание трудов свт. Василия Великого, выпущенное издательством «Сибирская Благозвонница»[4]. Для удобства читателей приводятся также ссылки на интернет-варианты текстов[5].
Принципы миссионерства и качества миссионера
В своих знаменитых «Нравственных правилах»[6] святитель Василий Великий особым образом раскрывает принципы и содержание миссионерства в 6-м, 70-м и 80-м правилах, представляющих собой набор святоотеческих тезисов с подборкой библейских стихов к ним. Эти правила, на наш взгляд, следует отнести к хрестоматийной литературе, с которой нужно ознакомиться любому человеку, желающему заниматься миссионерством.
6-е правило («О дерзновении в исповедании Бога и Христа Его»)[7] гласит: «Без страха и стыда с дерзновением должно исповедовать Господа нашего Иисуса Христа и Его учение». Свт. Василий призывает не бояться исповедовать и проповедовать Евангелие невзирая на опасности. Среди приводимых им в пояснение цитат есть такая: «Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях. И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10:27-28):
Особенно пространно и значимо 70-е правило: «О тех, кому вверена проповедь Евангелия, когда, кого и чему должны они учить»[8].
Прежде всего, свт. Василий указывает, что на служение благовестия избирает человека Бог, и в первую очередь это служение епископское: «Те, кому вверена проповедь евангельская, с молением и молитвою должны поставлять диаконов и пресвитеров неукоризненных, заслуживших одобрение прежней жизнью» (глава 1 указанного правила). Святой отец в первой поясняющей цитате воспроизводит знаменитые и столь значимые для миссионеров слова из Евангелия от Матфея: «Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мф. 9:37-38).
В главе 3 свт. Василий пишет против самоволия в миссионерстве: «Избранный должен не самовольно приступать к проповеди, но ожидать времени Божия на то благоволения и начинать проповедь, когда велено, а проповедовать тем, к кому он послан».
Среди поясняющих цитат святитель приводит следующие:
«Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 10:5-6);
«как слышать без проповедующего? И как проповедывать, если не будут посланы?» (Рим. 10:14-15)
Христианин должен быть именно послан, благословлён (в конкретных наших церковных реалиях – своим священноначалием, духовником, настоятелем) на проповедь Евангелия, в ином случае он действует самовольно.
В главе 4 свт. Василий указывает, что «призванный на проповедь евангельскую должен немедленно повиноваться, а не отлагать сего дела» (среди поясняющих цитат – Гал. 1:15-17).
Очень лаконична, но исключительно важна глава 5: «Не должно учить иначе». Миссионер должен провозглашать только истинное евангельское, апостольское учение, без примеси лжи и собственных фантазий. «Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает» (1Тим. 6:3-4).
Развивает святитель эту мысль в главе 6 («Вверенных должно учить всему тому, что повелено Господом в Евангелии и через апостолов и что с сим сообразно»), подкрепляя её в том числе следующими цитатами:
«Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28:19-20);
«Проходя же по городам, они предавали верным соблюдать определения, постановленные Апостолами и пресвитерами в Иерусалиме» (Деян. 16:4);
«Ты же говори то, что сообразно с здравым учением» (Тит. 2:1).
Святитель Василий при этом в 7-й главе отмечает, что важно не просто проповедовать здравое учение, но делать это во всей полноте, не умалчивая о чём-либо важном: «Если тот, кому вверено слово учения Господня, умолчит что-нибудь из необходимого нужного для угождения Богу, то он виновен в крови подвергающихся опасности». Из поясняющих цитат: «Посему свидетельствую вам в нынешний день, что чист я от крови всех, ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию» (Деян. 20:26-27).
Например, если при свидетельстве о Христе людям с другими взглядами христианин, желая угодить им (не «смутить», «смягчить») или получить от них какое-то преимущество или благо, будет умалчивать о важнейших истинах веры (например, искупительной жертве Христа, воскресении мёртвых, Суде Божием), то его проповедь может оказаться не только тщетной, но и вредной: «Те, которые в угождение слушателям не с дерзновением возвещают волю Божию, раболепствуя пред теми, кому хотят угодить, не подчиняются уже владычеству Господню» (30-я глава).
Эта мысль также присутствует в 23-й главе: «Не должно величаться или торговать словом учения из ласкательства слушателям, в удовлетворение собственному сластолюбию или нуждам своим, но надобно быть такими, какими следует быть говорящим пред Богом и во славу Божию». Среди поясняющих цитат: 2 Кор. 2:17[9], 1 Фес. 2:3-7[10].
Особое значение для успеха евангельской проповеди имеет нравственный облик самого миссионера – а именно, соответствие его жизни тому, о чём он проповедует. Об этом свт. Василий говорит в 9-й и 10-й главах:
«Непозволительно вменять в необходимость другим, чего сам не исполняешь»;
«Предстоятель слова должен быть для других образцом всего доброго, сам прежде исполняя, чему учит».
В 12-й главе свт. Василий говорит об обязанности епископа посещать с проповедью все населённые пункты вверенной ему области: «Предстоятель слова должен обходить все селения и города, ему порученные». Поясняющая цитата: «И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Мф. 4:23). Эта мысль святителя находит продолжение в 18-й главе: «Приемлющих слово истины надобно утверждать в нём своим посещением». Поясняющая цитата: «По некотором времени Павел сказал Варнаве: пойдём опять, посетим братьев наших по всем городам, в которых мы проповедали слово Господне, как они живут» (Деян. 15, 36).
Таким образом, миссионерская проповедь не должна быть разовым, единократным событием, но повторяться, возрастать, укрепляться, приводить к формированию устойчивых христианских общин.
Одной из наиболее вдохновляющих является 13-я глава: «Всех должно призывать в послушание Евангелию, со всяким дерзновением возвещать слово и свидетельствовать об истине, хотя иные препятствуют сему и, как бы то ни было, гонят даже до смерти». Среди поясняющих цитат – Мф. 10:27-28. Проповедник Евангелия должен дерзновенно возвещать его, несмотря даже на опасности.
В главах 19-21 свт. Василий говорит о необходимости для пастыря-проповедника быть самоотверженным и милосердным в служении ближним.
В других главах свт. Василий предостерегает проповедников Евангелия против любопрительности (спорливости; глава 25), пользования «человеческими преимуществами» (глава 26), обременённости имуществом и житейскими делами (глава 28).
В духовном отношении особенно важна глава 27: «Не должно думать, что успех проповеди производится собственными нашими примышлениями, но всю надежду надобно возлагать на Бога». Миссионер совершает дело Божие, возлагает надежду на Бога, а не на себя: «Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам» (2 Кор. 4:7).
В главах 32-35 содержатся важные наставления миссионерам относительно того, как общаться с людьми. Проповедник должен быть приветливым и незлобивым: «враждебно расположенных должно вразумлять с незлобием и кротостью, ожидая их покаяния, пока не исполнится мера попечения о них» (глава 32). Не следует быть слишком настойчивым, до навязчивости, но чувствовать известный предел своего усилия, особенно когда очевидно, что человек не готов принять слово истины: «Должно быть уступчивым, а не упорно нападать на тех, которые по страху и богобоязненности отказываются принять к себе проповедующего слово» (глава 33). Святитель поясняет это следующим эпизодом: «И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошёл в лодку и возвратился» (Лк. 8:37).
От тех же, кто вовсе бесчувствен, неотзывчив к Евангельской проповеди, «должно удаляться» (глава 34), особенно от людей, «которые остаются непокорными по употреблении о них всякого рода попечений» (глава 35). К таким особенно относятся различные ожесточившиеся люди, в том числе закосневшие в ересях. Среди поясняющих эту главу библейских цитат свт. Василий приводит следующее известное наставление святого апостола Павла: «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосуждён» (Тит. 3, 10–11).
Правило 80 («Каковы вообще, по требованию Слова Божия, должны быть христиане и предстоятели»)[11] – ещё одно из «Нравственных правил», прямо связанное с темой миссионерства. В нём есть подзаголовок «Каковы, по требованию слова Божия, должны быть те, которым вверена проповедь Евангельская». Данный подзаголовок расположен перед главой 12, в которой сказано: «Как апостолы и служители Христовы и верные домостроители Таин Божиих, которые делом и словом неослабно исполняют только Господни постановления». В пояснение к этому свт. Василий приводит великую заповедь «идите, научите все народы» (Мф. 28:19), столь значимую для всех миссионеров.
В главе 13 свт. Василий также пишет: «Как проповедники Царства Небесного, к ниспровержению диавола, имеющего державу смерти (Евр. 2:14) в грехе».
Отдельного внимания заслуживает произведение свт. Василия Великого «О крещении» (книга II, глава 12: «Должен ли всякий заботиться обо всех и обо всём или только об уверовавших, да и о тех – лишь по уделённому ему дарованию Святого Духа»)[12]. Эта глава, написанная несколько витиевато, побуждает христианина задуматься о том, действительно ли он призван проповедовать Евангелие (заниматься миссионерством) или нет?
Свт. Василий, с одной стороны, напоминает, что Христос «своим ученикам заповедал: Итак идите, научите все народы (Мф. 28:19)»; с другой стороны, приводит апостольское предостережение: «Но каждый из нас должен хранить повеление апостола, написавшего: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил (Рим. 12:3), пребывать в том, и в чём кто был поставлен, как и опять он говорит: В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся (1 Кор. 7:24)». Святитель тем самым призывает к христианской скромности, к воздержанию от мечтаний о каком-то своём особом призвании. В то же время, если призвание действительно есть, христианину не следует уклоняться от него. Святитель продолжает: «Но и тот же апостол, который другим заповедует более строгий порядок соблюдать, говорит: подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным (Гал. 2:9)».
Здесь опять уместно вспомнить о наставлении против самоволия в проповеди Евангелия. В связи с этим особенно ценна мысль святителя о «награде добровольного послушания» (из указанной главы книги «О крещении»).
Если желание проповедовать Евангелие, заниматься миссионерством имеется в сердце христианина, если есть некий Божий ответ на это желание, если христианин получает благословение на это от Церкви через её пастырей и совершает служение согласно церковным установлениям – то, видимо, тогда он и может, с надлежащей скромностью и смирением, рассматривать миссионерское служение как своё определившееся жизненное призвание.
Значение евангельской проповеди
Значение евангельской проповеди (миссионерства) свт. Василий раскрывает и в других произведениях, кроме рассмотренных выше. Он радостно пишет о том, что «в короткое время проповедь обтекла почти целую вселенную, ибо обильная и щедрая благодать излита на проповедников Евангелия, которых Писание наименовало и устнами Христовыми» («Беседы на псалмы», «Беседа на псалом сорок четвёртый», 5)[13]. Рассматривая ветхозаветные пророчества Исаии, свт. Василий пишет: «Ибо придут к вере все народы, призванные проповедью, потому что проповестся Евангелие сие во всем мире (Мф. 24:14) и во всю землю изыде евангельское вещание апостолов (Пс. 18:5)» («Толкование на пророка Исаию», глава 2, 67).
Глубоко раскрывает значение евангельской проповеди свт. Василий Великий в «Беседе второй о человеке»[14]. Размышляя о Божьей заповеди «плодитесь и размножайтесь» (Быт. 1:28), святитель, как и другие отцы Церкви, рассматривает её не только в плотском, телесном отношении, но и духовном – с точки зрения возрастания души в познании Бога, в христианском совершенстве. И святитель Василий Великий напрямую увязывает эту заповедь с проповедью Евангелия всем людям, с миссионерством Церкви: «Размножайтесь: это благословение обращено и к Церкви. Да не будет богословие для одного, но да будет проповедано Евангелие спасения по всей земле. Размножайтесь! К кому это относится? К тем, кто родились согласно Евангелию»[15].
Эту связь духовного «размножения» с миссионерством можно увидеть в различных библейских местах. Так, устами пророка Исаии Господь возвещает, что будущий мессия «узрит потомство долговечное» (Ис. 53:10) – то есть великое множество рождённых духовно во Христе людей. Полнее это раскрывается в Новом Завете. Святой апостол Иоанн говорит про чад Божиих, «которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин. 1:13). Святой апостол Павел, в полном согласии с указанным толкованием святителя Василия Великого, говорит коринфянам: «я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1 Кор. 4:15; см. также Гал. 4:19). Это рождение людей во Христе происходит через исполнение заповеди «идите, научите все народы» (Мф. 28:19). Здесь видится удивительная глубинная взаимосвязь между двумя заповедями, данными Богом соответственно на заре истории человечества («плодитесь и размножайтесь», Быт. 1:28) и в начале бытия Церкви («идите, научите все народы», Мф. 28:19).
Апологетическая защита веры
Ввиду богословских дискуссий IV столетия, в которых особое место принадлежит свт. Василию Великому, его наследие представляет особый интерес с точки зрения апологетической миссии – защиты православной веры от ересей, лжеучений. В ту эпоху оспариванию подвергались самые основы христианской веры – догмат Святой Троицы, Богочеловечество Господа Иисуса Христа, Божественность Святого Духа. От Православия отпадали большие церковные области, множество общин, соблазняемых лжеучителями. Много сил положил свт. Василий Великий на борьбу с ними.
Здесь не стоит задача подробного рассмотрения апологетических произведений святителя (среди них особенно следует выделить «О Святом Духе» и «Против Евномия»), но лишь почерпнуть некоторые общие советы относительно важности апологетической миссии.
Необходимость защиты веры и опровержения ересей вызвана той опасностью, которую они несут, лишая людей спасения. При этом важно даже не только и не столько переубеждение еретиков, сколько воспрепятствование производимому ими вреду и влиянию на умы православных и сомневающихся. Свт. Василий, признавая нелепость многих нападок на Церковь, размышляет о том, стоит ли вообще отвечать на данные нелепости: «самая очевидность нелепости, по-видимому, затрудняет нас в слове и не находим выражений к посрамлению их неразумия, почему, кажется, самым безумием своим приобретают они некоторую для себя выгоду. Ибо как телам мягким и удобоподвижным невозможно нанести крепкого удара по тому самому, что они не имеют упругости, так и явно безумствующим невозможно сделать сильного обличения. Посему остается прейти молчанием мерзость их нечестия; но и безмолвия не дозволяют любовь к братьям и нестерпимое поведение противников» («О Святом Духе», глава 17)[16]. Таким образом, не позволяет молчать православному апологету именно любовь к братиям, к своим.
Об этом же пишет свт. Василий в начале I книги «Против Евномия»: «поскольку враг истины (…) внушает теперь мысль, под личиною христианства, тайно вводя отрицание божественности Единородного (этой мирской и суетной мудростью возмущая чистоту и простоту учения Духа Божия и убедительными словами человеческой мудрости (1 Кор. 2:4), вводя в заблуждение людей наиболее простодушных), то и мы, по необходимости, ради вашей предписывающей это любви и ради собственной своей безопасности (…), по сообщённой нам от Господа мере ведения, решились стать за истину и обличить ложь. Ибо рассуждаем, что непременно достигнем, по крайней мере, одной из трёх добрых целей: или своим обличением подадим заражённым уже врачевство от зла, или здравым в вере доставим подобающее предохранение, или, без сомнения, сами сподобимся наград за то, что братиям своим желаем лучшего»[17].
В современных реалиях перед миссионером-апологетом стоит подчас непростой выбор: в условиях огромного вала информации и нападок на Церковь на что именно следует реагировать? Следует ли, так сказать, отвечать на каждый антицерковный «чих» в интернете, на любую глупость? Или только по определённым значимым поводам? И как тогда оценить их значимость?
Исходя из опыта и наставлений свт. Василия Великого можно сказать, что нельзя оставлять без ответа нападки на самые основы церковного учения, а также клевету на Церковь, через что соблазняется большое количество людей и даже создаётся угроза церковных разделений. Также необходимо обличить ересеучителя, который представляет именно себя и своё лжеучение «голосом Церкви» (внушает ложь «под личиною христианства») и оказывает значимое влияние на умы христиан.
В то же время, не каждая нападка на Церковь заслуживает ответа. Зачастую христиане сталкиваются всё же не с какой-то исключительно опасной для Церкви пропагандой, а с мелкой злобой и откровенной глупостью. Тому же Евномию, например, свт. Василий отвечает далеко не на все нападки, о чём, например, пишет в той же книге «Против Евномия»: «Но обличать пустоту сих слов не беру на себя труда, ибо кто спорит с пустословом, тот обыкновенно сам ему уподобляется несколько. Поэтому, думаю, и мудрый Соломон советует не отвечать безумному по безумию его (Притч. 26:4.)»[18].
Следовательно, не нужно реагировать на подобные глупости и придавать им тем самые невольно дополнительное распространение.
Заключение
«Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13:7). Среди таких выдающихся наставников-проповедников – и святитель Василий Великий, воистину вселенский светильник веры. Он, по словам известного профессора-патролога А. И. Сидорова, «явил всему христианскому миру непреходящий образец для подражания в стремлении к почести вышнего звания, пренебрегая преходящими сокровищами дольнего мира и стяжая одно нетленное богатство Духа, прежде всего – великий дар смиренномудрия»[19].
Пример его жизни, его духовные поучения полезны для жизни христианина и в частности для тех, кто трудится или желает потрудиться в миссионерском служении Церкви. Внимательное отношение к наставлениям свт. Василия Великого поможет миссионерам приобрести то духовное устроение, которое позволит избежать ошибок и принести богоугодный плод.
Автор – Иванов Евгений Олегович, сотрудник Синодального миссионерского отдела, ответственный секретарь Православного миссионерского общества во имя святителя Иннокентия Московского. Написано в день Собора Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
[1] Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви.
[2] Автору представляется, что значение наследие святителя Василия Великого для миссионерскоего служения пока недостаточно изучено. Одна из публикаций, в которой предпринята попытка оценить в т. ч. влияние свт. Василия на церковную миссию, – книга священника Нику Думитрэску (профессора факультета православного богословия Университета в Ораде, Румыния) под названием «Свт. Василий Великий: вера, миссия и дипломатия в формировании христианского учения» (Nicu Dumitrascu. Basil the Great: Faith, Mission and Diplomacy in the Shaping of Christian Doctrine. London, Routledge, 2018; краткий обзор содержания книги на английском языке: https://www.taylorfrancis.com/books/mono/10.4324/9781315568775/basil-great-faith-mission-diplomacy-shaping-christian-doctrine-nicu-dumitra%C8%99cu?refId=a4673263-bbdf-46f9-8f66-01c844228519&context=ubx).
[3] Поскольку данное апологетическое наследие свт. Василия составляет выдающийся раздел его творчества и заслуживает отдельного изучения, в данной статье мы остановимся лишь на некоторых основных мыслях о значении апологетической миссии.
[4] Святитель Василий Великий, Архиепископ Кесарии Каппадокийской. Творения: В 2 т. Том первый: Догматико-полемические творения. Экзегетические сочинения. Беседы. Прил.: Архиеп. Василий (Кривошеин). Проблема познаваемости Бога. – М.: Сибирская Благозвонница, 2012 (далее в статье используется следующее краткое обозначение данного издания: Святитель Василий Великий. Творения: В 2 т. Том первый); Святитель Василий Великий, Архиепископ Кесарии Каппадокийской. Творения: В 2 т. Том второй: Аскетические творения. Письма. Прил. 1: Святитель Амфилохий, епископ Иконийский. Творения. Прил. 2: Статьи о свт. Василии Великом. Архиеп. Василий (Кривошеин). Проблема познаваемости Бога. – М.: Сибирская Благозвонница, 2009 (далее в статье используется следующее краткое обозначение данного издания: Святитель Василий Великий. Творения: В 2 т. Том второй).
[5] Следует иметь в виду, что тексты из интернета могут иметь мелкие разночтения с указанным книжным изданием. При этом тексты из указанного книжного издания переведены более качественно.
[6] Цитаты из «Нравственных правил» приводятся по: Святитель Василий Великий. Творения: В 2 т. Том первый.
[7] См.: https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/nravstvennye_pravila/6
[8] Полное заглавие правила представляет собой как бы краткий конспект миссионерской «методички»: «О тех, кому вверена проповедь Евангелия; когда, кого и чему должны они учить; как им надобно исправлять предварительно себя самих; какое дерзновение должно иметь в проповедании; сколько заботиться о вверенных им; с каким расположением и каким трудам предаваться преимущественно; как соблюдать себя чистыми от таких недостатков, которые всего чаще их сопровождают; до какой меры доводить поучаемых; как привлекать людей, имеющих неприязненное расположение; каким способом сближаться с теми, которые из страха отказываются слушать; как удаляться тех, которые не приемлют их по несознательности; как иных рукополагать или извергать рукоположенных; и о том, что каждый из предстоятелей должен почитать себя ответственным перед вверенными ему во всём, что делает и говорит». Интернет-версию правила см. здесь: https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/nravstvennye_pravila/70
[9] «Ибо мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе».
[10] «Ибо в учении нашем нет ни заблуждения, ни нечистых побуждений, ни лукавства; но, как Бог удостоил нас того, чтобы, вверить нам благовестие, так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши. Ибо никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель! Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других: мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы».
[11] См.: https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/nravstvennye_pravila/80
[12] См.: http://www.odinblago.ru/vas_vel_kreshenie#2
[13] У свт. Василия, как и некоторых других святых первого тысячелетия от Рождества Христова, достаточно оптимистическая оценка распространения христианской веры в мире – очевидно, связанная также с ограниченностью тогдашних географических и этнографических знаний. Помимо приведённой примечательна ещё одна цитата свт. Василия: «Ибо учение евангельское скоро, быстрее всякой молнии, дошло до пределов вселенной» («Толкование на пророка Исаию», глава 8, 208). В письме к Сорану (письмо № 165 в принятой нумерации писем свт. Василия Великого) святой славит Бога, «у всех народов исполнившего уже Евангелие Христа Своего».
[14] См.: https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/besedy_na_shestodnev/#0_11
[15] Святитель Василий Великий. Творения: В 2 т. Том первый. С. 449.
[16] Святитель Василий Великий. Творения: В 2 т. Том первый. С. 132. См.: https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/o_svyatom_duhe/#0_1
[17] Святитель Василий Великий. Творения: В 2 т. Том первый. С. 169-170. См.: https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/oproverzhenie-na-zashhititelnuju-rech-zlochestivogo-evnomiia/1
[18] Святитель Василий Великий. Творения: В 2 т. Том первый. С. 169-170. С. 191-192.
[19] Сидоров А. И. Святитель Василий Великий. Жизнь, церковное служение и творения // Святитель Василий Великий. Творения: В 2 т. Том первый. С. 90.