Взаимодействие Церкви и ученых: православие и география
Взаимодействие Церкви с различными слоями общества – одно из важных направлений миссионерской деятельности. Наука и ученые представляют собой особый сегмент общества, в котором на первое место выходят знания, информация, анализ. Географические знания составляют базовую основу мировоззрения людей, география преподается в школе, она обеспечивает решения задач по территориальному управлению и развитию, экологической оценке и др. Что может дать география для обеспечения миссионерской деятельности и какую роль играет православие и Церковь в жизни ученых-географов?
Россия — самая большая по территории страна мира, она имеет огромные региональные различия в природных условиях, расселении и освоении территории и определяет многие особенности политики государства, образа жизни россиян, вплоть до особого географического мировоззрения. Освоение территории России в течение длительного периода происходило благодаря тесному взаимодействию государства и Русской Православной Церкви. Православная миссионерская деятельность существенно повлияла на структурирование всего пространства России, способствовала возникновению новых ареалов и центров развития на Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке. В освоенных районах возник симбиоз религии и хозяйства, отраженный в неповторимых особенностях сакрального ландшафта. Научное осмысление живого и деятельного сакрального пространства России нуждается в тесном диалоге православного богословия и географической науки. Большой потенциал для понимания роли и влияния святых мест на жизнь имеют такие методы анализа, как анализ религиозных явлений, протекающих на конкретных территориях, в их корреляции с хозяйственными и другими социальными процессами, изучение культурного ландшафта, играющего особую роль в сохранении духовно-культурных корней и исторической памяти. Фундаментальная научная задача, стоящая перед богословами и учеными, нацелена на изучение симбиозов духовного и хозяйственного освоения территории России, православно-миссионерского опыта освоения территории России, роли подвижников Церкви, которые своей деятельностью существенно повлияли на оструктурирование всего пространства России, способствовали возникновению новых ареалов и центров развития (преподобный Сергий Радонежский, Оптинские старцы, Серафим Саровский и др.).
Эти и другие темы обсуждались на круглом столе «География и православие: роль Церкви в социальной трансформации общества», состоявшемся 16 февраля 2024 г. в актовом зале Института Европы РАН. Инициаторами круглого стола стало «Объединение православных ученых». Руководители круглого стола: Лункин Роман Николаевич, д. полит.н., проф., зам. директора Института Европы РАН и Гуня Алексей Николаевич, д.г.н., внс. Института географии РАН, проф. ПСТГУ. Рязанцев Игорь Павлович, д.э.н., профессор, заместитель председателя Межрегиональной просветительской общественной организации «Объединение православных ученых», профессор ПСТГУ в приветственной речи отметил важность взаимодействие географов и церковных структур, епархиальных и приходских организаций. Территориально-пространственный анализ крайне важен для оценки роли Церкви в социальной трансформации общества. Лункин Р. Н. отметил необходимость географического анализа современной геополитической ситуации, напрямую связанной с религиозными процессами, которые происходят на Украине и в Европе.
В пленарном докладе Гуня А.Н. обозначил два основных направления взаимодействия географии и Церкви:
1. Философско-богословское осмысление феномена пространства, территории, места (проявление Божественного на конкретной территории, в конкретном месте, связь православия и территории. Святая Русь, Русский мир – территориальные или экстерриториальные понятия?);
2. Географические методы изучения и анализа религиозных явлений и процессов, картографическая визуализация духовно-культурного пространства.
Философско-богословское направление включает социально-религиозные подходы к осмыслению места. В частности, понимание того, что «место» не существует вообще, оно творится человеком в сотворчестве с Богом. Это результат – акт творения — засвидетельствован в событиях, отмеченных в Библии. Но и сегодня этот процесс продолжается. Понятие пространства связано не только с его физическими параметрами и границами, но и с социальными, а также духовными. При этом духовные параметры не удается отразить в рамках имеющихся эмпирических методов. Территорию с населяющими ее людьми можно представить в виде трихотомии тела, души и духа (что созвучно антропологии святого апостола Павла): тело – территория, душа – народ, дух – результат сотворчества с Богом через (коллективный) религиозный опыт.
В рамках второго направления уже накоплен определенный опыт, создан ряд карт и атласов. В 1995 г. под руководством П. И. Пучкова была издана настенная карта «Народы России и сопредельных стран», характеризующая конфессиональный состав населения нашей страны. Позднее под руководством этого же автора вышли карты «Религии мира» (2000), «Религии Российской Федерации» (2004), «Атлас культур и религий народов России» (2008, 2010). При составлении карт использовались установленные закономерности и связи этнической принадлежности и религии.
Первая интерактивная карта религиозных общин России была создана Р. А. Силантьевым и Е. Г. Филатовым (2009). На ней нанесено около 25 тысяч храмов, монастырей, мечетей, синагог с краткой информацией. В 2010 и 2011 гг. эти авторы выпустили двухтомник «Атлас религий России» с крупномасштабными врезками крупных городов.
Масштабным продуктом следует считать историко-географический атлас «Русское Православие: из века в век….», который разрабатывался картографами из Санкт-Петербурга (Озерова Г.Н. и др.). Это яркий пример системного атласного картографирования социально-экономических и духовных аспектов развития Российского государства.
В 2012 году был опубликован Атлас Религий и Национальностей Российской Федерации (https://sreda.org). Атлас построен на основе данных, полученных в ходе опроса более 50 тыс. человек. Целью стало отражение картины вероисповеданий и национальностей с учетом численности, географического и административного распределения, следования религиозным практикам, мировоззренческих и социально-демографических характеристик россиян.
Работа над этими и другими проектами вскрыла ряд проблем, среди которых следует отметить: дефицит данных, слабая разработка подходов к тому, что визуализировать на картах, какие показатели и индикаторы использовать.
Как и прежде остро стоят задачи:
- Отражение в картах духовно-культурного наследия России (не упустить также 20 век !);
- Отражение современного состояния, глубины и степени укорененности духовных ценностей, выявление трендов и рисков;
- Изучение связи духовно-культурных процессов (духовно-культурного пространства) с процессами в экономике, окружающей среде;
- Разработка методов работы над духовно-культурным пространством;
- Создание научной школы изучения духовно-культурного пространства России.
На круглом столе с докладами также выступили: Луговской Александр Михайлович (д.г.н., проф. МИИГАИК), Маркова Ольга Ивановна (кандидат географических наук, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, географический факультет, НИЛ комплексного картографирования, старший научный сотрудник), Шиманская Ольга Константиновна (к.филос.н., с.н.с. Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН), Шамшурин Виктор Иванович (доктор социологических наук, профессор, доктор социологических наук, профессор кафедры философии политики и права философского факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова), Яковлев Василий Олегович (аспирант Санкт-Петербургского филиала Института истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова РАН, соискатель Санкт-Петербургской Духовной академии), Куксин Ярослав Константинович (студент МГУ имени М.В. Ломоносова).
Подводя итоги, участники выразили заинтересованность участвовать в выпуске специальной монографии по теме «Православие и география», а также провести в конце года конференцию на эту тему.
Гуня А.Н., руководитель аналитического сектора СМО