Заседание секции «Тоталитарные секты: миссионерский вызов Церкви Христовой».

25 января 2018 года на ХХVI Международных Рождественских образовательных чтениях — «Нравственные ценности и будущее человечества» в направлении «Миссионерское служение русской Православной Церкви», состоялось заседание секции «Тоталитарные секты: миссионерский вызов Церкви Христовой».
Секцию возглавил Преосвященнейший Питирим, епископ Душанбинский и Таджикистанский. В своем приветственном слове владыка затронул проблему выхода людей из сект. Отметил, что главная причина, по которой люди задерживаются в секте и упорно не хотят из нее выходить – это желание получать удовольствие. Страстное стремление насытиться «благом» — первоочередное желание, Истина и спасение интересует меньше всего. Работа с такими людьми, по мнению владыки, является самой трудной.
По традиции, открытие секции началось с обзора важных событий за год, связанных с сектами. Сопредседатель Александр Леонидович Дворкин, президент Центра религиоведческих исследований во имя св. Иринея Лионского, президент Российской ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС), вице-президент FECRIS – Европейской федерации исследовательских центров информирования о сектах, в своем выступлении подробно рассказал об основных судебных процессах, связанных с такими сектами, как «Свидетели Иеговы», сайентология, неопятидесятники, секта «Бога Кузи».
Россия оказалась первой европейской страной, в которой в прошлом году ликвидировали организацию «Свидетели Иеговы». Теперь она не имеет юридического лица, однако, уточнил профессор, в рамках конституционного права, последователи данной секты свободны в своем вероисповедании, также, им доступны собрания на частной территории. Самое главное, что члены секты не имею право заниматься миссией и распространять литературу, почти сто наименований которой признано экстремистскими. Благодаря этому, по мнению докладчика, многие рычаги давления секты на адептов оказались изъятыми, что в скором времени может привести к сокращению количества членов секты. В своем выступлении Александр Леонидович упомянул о неопятидесятнической секте «Возрождение», против которой следственным комитетом было возбуждено уголовное дело по 239 статье УК РФ «Создание некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан», а также отметил несколько судебных процессов по сайентологии, связанных с мошенничеством и экстремизмом.
В завершении своего выступления, профессор указал на предстоящие заседания в Европейском суде по правам человека. Суд уже принял к рассмотрению жалобу китайской секты «Фалуньгун», у которой несколько материалов были признаны экстремистскими, также, приняты к рассмотрению жалобы по сайентологам и «Свидетелям Иеговы».
Священник Александр Кузьмин, к. ф. н., клирик храма во имя святителя Тихона, Епископа Воронежского, Задонского чудотворца в городе Саратове, преподаватель и научный работник Саратовской православной духовной семинарии, руководитель Саратовского отделения Центра религиоведческих исследований во имя сщмч. Иринея, еп. Лионского, ответственный секретарь Российской ассоциации центров изучения религии и сект (РАЦИРС), эксперт в области изучения новых религиозных движений и деструктивных сект, г. Саратов, выступил с докладом «Взаимодействие сотрудников и работников пенитенциарной системы с экстремистски настроенным контингентом: попытка анализа», где отметил необходимость и важность сотрудничества миссионеров-катехизаторов с тюремными работниками.
Следующий выступающий, протоиерей Георгий Казанцев, председатель Миссионерского отдела Калужской епархии в докладе «Православное библейское движение как ответ на вызов тоталитарных сект» поделился опытом и методическими рекомендации в области системного изучения Священного Писания. Также, прозвучали следующие доклады:
Александр Леонидович Дворкин, представил вниманию собравшихся доклад «Неоязычество и движение NEW AGE (попытка систематизации)», в котором предложил рассматривать русское неоязыческое нативистское движение не как отдельный феномен, но как часть всемирной оккульной системы.
Алексей Викторович Ярасов, зам. председателя Миссионерского отдела Тульской епархии выступил на тему «Ложь и мифы сектозащитного движения в России».
Максим Николаевич Кузнецов, внештатный сотрудник Миссионерского отдела Рязанской епархии по вопросам неоязычества рассказал о «Примерах нестандартных форм и методов неоязыческой пропаганды».
Алексей Александрович Воат, К. ф. н., доцент кафедры истории и управления инновационным развитием молодёжи Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), старший преподаватель кафедры теологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Алексей Александрович Воат, прочитал доклад «Оккультные псевдоцелительские практики в неопятидесятнических сектах».
Вадим Яковлевич Розенфельд, религиовед, директор общественного центра «ПроСвет», руководитель регионального отделения РАЦИРС, республика Башкортостан, Уфа выступил на тему: «Ребрендинг околоправославных течений, как фактор перехода от радикализма к ереси и сектантству».
Протоиерей Максим Обухов, руководитель православного медико-просветительского центра «Жизнь», председатель Общероссийской общественной организации «За жизнь и защиту семейный ценностей», клирик храма Благовещения в Петровском парке, Москва расктыл тему «Псевдомедицинские культы и Церковь».
Анастасия Николаевна Монастырева, сотрудник латвийского комитета по борьбе с тоталитарными сектами рассказала о «Особенностях применения методов контроля сознания в секте “Союз мирового братства”».
Владимир Николаевич Рогатин, сотрудник Всеукраинского апологетического центра во имя свт. Иоанна Златоуста поделился своими наблюдениями: «Правила поведения и запреты для мормонов — миссионеров за рубежом».
Таким образом, в день работы секции было заслушано 10 докладов. По завершении конференции, у слушателей была возможность задать вопросы докладчикам. Задавали вопросы, связанные с праздником красок «Холи», деятельностью спикера Ника Вуйчича. Большое обсуждение получила проблема неоязыческой активности на примере фестиваля «Солнцестояние», где промыслы и традиции русской культуры активно используются сектантами в вербовке молодежи. Прозвучала, в очередной раз, мысль о необходимости альтернативных массовых мероприятий для молодежи, где богатство русской культуры будет представлено в рамках православной духовной традиции, сотни лет формировавших ее.
Читайте также



