Алтайская духовная миссия (1830–1920): геополитические аспекты деятельности
В статье рассматриваются геополитические аспекты создания и деятельности Алтайской духовной миссии в дореволюционный период, проанализированы направления и результаты деятельности. Выявлена связь оформления Алтайской духовной миссии с освоением региона, его характеристиками, особенностями колониальной политики империи. Обосновывается значение теории фронтира для понимания мультикультурных и мультирелигиозных характеристик региона. Выделена роль митрополита Макария в становлении работы Алтайской духовной миссии в отдаленных районах. Делаются выводы о многофункциональном характере деятельности Алтайской духовной миссии, вышедшей далеко за пределы своей изначальной цели.
Ключевые слова: Алтайская духовная миссия, фронтир, колонизация, просвещение, империя, язычество, инородцы, православие.
Сведения об авторе: Екатерина Александровна Дегальцева, доктор исторических наук, профессор,
заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин Бийского технологического института Алтайского государственного технического университета им. И. И. Ползунова (Бийск, Россия).
История Алтайской духовной миссии (АДМ), созданной в 1830 г., остается актуальной в силу сохраняющихся религиозных противоречий между странами и народами. Исторический опыт «мягкой силы», используемый расширяющейся империей, может быть востребован в области национальной политики и современных государств. Алтай остается регионом, привлекающим различные религиозные секты, в том числе и криминальной направленности, что актуализирует его геополитическую миссию в трансграничных и религиозных аспектах.
Деятельности Алтайской духовной миссии в дореволюционный период, как и личности Макария, посвящено большое количество исследований: рассмотрены просветительские (Н. С. Модоров, Ю. А. Крейдун, М. Р. Маняхина), образовательные (Ю. М. Гончаров, О. А. Орлова, В. П. Каравайкин), художественные (А. П. Адлыкова, С. Н. Тарбанакова), социальные и благотворительные (В. Демьяненко, Д. В. Кацюба) аспекты [1, 9]. Подробно исследованы структура организации, ее эпистолярное наследие, влияние на старообрядцев, источники изучения (Л. М. Дмитриева, Е. Маслич, К. Ю. Иванов и др.). В Горно-Алтайском государственном университете (ГАГУ) сложилась научная школа под руководством Н. С. Модорова, защищено большое количество диссертаций по истории Алтайской духовной миссии (Б. Пивоваров, 1988; Н. В. Расова, 2002; А. П. Адлыкова, 2003; И. М. Санженаков, 2008 и др.). В ГАГУ около 20 лет проводятся Макарьевские чтения (в сентябре 2022 г. прошли 17‐е чтения). В Алтайском государственном университете (АлтГУ) систематизирована и зарегистрирована база данных по тюркским лексемам на материалах эпистолярного наследия Алтайской духовной миссии. Значительную научную и информативную ценность представляют магистерская и кандидатская диссертации протоиреев Бориса Пивоварова и Георгия Крейдуна, руководителя миссионерского отдела АДМ [9].
Особый исследовательский интерес вызывает работа турецкого историка Х. Аслантюрка «Просветительская деятельность АДМ как пример организации идеологического давления российского государства» [2]. Его статья посвящена национальной и конфессиональной политике, проводившейся Российской империей в отношении нерусских общин на Алтае. Взяв для своих выводов данные, собранные Н. С. Модоровым, историк делает выводы, что это была политика русификации и христианизации, которая приобрела институциональный характер с учреждением в 1830 году в Улале Алтайской духовной миссии во главе с архимандритом Макарием (Глухарёвым). Особое внимание уделяется им образовательной деятельности миссии, которая начиналась с обучения на местном языке русскими миссионерами в одной школе двадцати учеников, а со временем охватила десятки школ и тысячи учеников [2, c. 89]. В данном исследовании рассматривается деятельность руководителей миссии в этой сфере и подчеркивается роль учебных заведений Алтайской духовной миссии в русификации и христианизации народов Алтая.
На самом деле стратегия и проводимая политика любой империи по управлению захваченными территориями носит разносторонний характер. Долгое время интерес российского государства к колонизируемым (Сибирь) и сопредельным регионам (в частности, Китаю и Монголии) носил преимущественно коммерческий характер, обусловленный, однако, и геополитическими факторами. Уже с XVIII в., начиная осваивать Сибирь, российские власти пытаются наладить более активную торговлю с сопредельными территориями.
Колонизация Сибири постепенно вносила изменения во внутреннюю и внешнюю политику в России. Новые задачи и заботы касались в первую очередь местного инородческого населения и отношениям с соседями — Монголией и Китаем. Монголия, питавшая большие симпатии и дружбу, давно мечтала «перейти под покровительство Белого Царя», и бийский купец А. Д. Васенев призывал русское правительство не оставаться безучастным и вмешаться во внутренние дела страны [16, c. 17]. По его мнению, право на это давала многолетняя торговля в Монголии. Он говорил о необходимости создания между Россией и Китаем государства-буфера в связи с растущей угрозой. В случае игнорирования он опасался разгрома Монголии и усиления влияния враждебного соседа на Россию.
Тотальная неграмотность, удаленность и отсутствие удобных путей сообщения долгое время являлись причинами отстраненности центральных властей от управления регионом. В течение первых десятилетий после освоения власть здесь держали местные воеводы. История сохранила массу свидетельств их жестокости, коррупционности, пренебрежения интересами местных народностей.
Обращаясь к изучению ментальных проблем, в том числе связанных с религиозным самосознанием на ранних этапах истории Сибири, П. М. Головачёв выводил их из влияния экономических факторов. «В течение XVII столетия население Сибири жило под властью элементарных общественно-экономических факторов, когда на первом плане стоят чисто материальные, экономические, хозяйственные вопросы и интересы, и вся несложная жизнь вращается вокруг этого центрального пункта» [4, с. 41]. Однако представляется важным и влияние религиозных факторов на повседневные бытовые практики местных жителей.
В общественном мнении середины XIX в. складывалось представление об упадке народной религиозности на окраинах, что препятствовало решению важной геополитической задачи — стремлению к продвижению на Восток, о чем утверждали тогда славянофилы и панслависты. Они считали, что Россия находится в духовном родстве с Востоком, связана с ним общностью традиций, и потому ее провиденциальная задача состоит в том, чтоб оживить этот спящий Восток, быть посредницей в его сближении с Западом, внести туда европейскую культуру и просвещение [3, с. 1]. Сибирский историк П. М. Головачёв скептически относился к подобным высказываниям и к тому, что миссия России на Востоке заключается в том, что она введет туда православие, так же как и к мысли о главенстве России на Востоке, что Россия должна стать вершительницей судеб Востока. В доказательство своих взглядов П. М. Головачёв приводит факты крещения пленников русскими, чтобы сделать «невозможным их освобождение» [3, с. 2].
Сибирь являлась регионом, населяемым народностями с разными верованиями, а также сюда стекались люди с разными религиозными представлениями. В конце XVII в. после строгих указов против старообрядцев началось их переселение в Сибирь, а введение в начале XVIII в. рекрутских
наборов повлекло за Урал сотни беглых. Языческие верования инородцев и появившиеся здесь в начале XIX в. сектанты заставили власть задуматься о необходимости нравственно-религиозного просвещения. Архивы канцелярии генерал-губернатора Восточной Сибири и Иркутской духов-
ной консистории содержали десятки секретных дел о распространении сосланными в Сибирь по религиозным делам своих убеждений. И хотя М. М. Сперанский, будучи сибирским генерал-губернатором, распорядился оставить духоборцев в покое по причине того, что они никого не обращали в свою веру, документы говорят об обратном. М. В. Муратов, исследовавший данный вопрос в начале ХХ в., отмечает, что «местное население Сибири, в котором мало распространены религиозные искания, все же не до такой степени было к ним глухо» [10, с. 26]. В конце 1820‐х — начале 1830‐х гг. в официальной статистике, которую местные власти старались занижать, отмечались случаи уничтожения и поругания икон, проявление активности сект субботников, духоборцев, молокан и иконоборцев [10, с. 31]. Причем властей обеспокоило то, что иудейские секты субботников, распространившиеся в это же время в Иркутской губернии, создавались не евреями, а русскими [8, с. 1—2]. Забот добавляла и активность мусульман в регионе. В своих дневниках бийский купец А. Д. Васенев писал о множестве разоренных «мусульманским или дунганским восстанием» городов и сел [16, с. 65]. К тому же с конца XVIII в. из Сибири стали поступать донесения о пьянстве и невежестве духовенства. Архимандрит Ксенофонт в феврале 1831 г. докладывал в Иркутскую духовную консисторию, что многие священники не умеют правильно читать церковные книги и петь по нотам, большинство не подготовлены к просимому сану
и вообще ничего не читают, кроме псалтыри [15, с. 854, 850.]
По официальным данным, население Западной Сибири (включая Киргизские степи) к середине XIX в. разделилось по вероисповеданию следующим образом: 78% составляли христиане, 20% — магометане, 0,2% (4 542 человека), принявшие римско-католическую и лютеранскую веру, и 0,13% (2 631 человек) — иудеи [6]. В Томской губернии, куда входил географический Алтай, католиков насчитывалось 2,3%, и число их постепенно росло за счет прибывавших ссыльных поляков, иудеев — 3%, раскольников 1,4% (официальные данные, фактически их было значительно больше), а му-
сульман всего 1,1%. В отдельных городах наблюдалась своя специфика. Так, в г. Мариинске Томской губернии в 1864 г. было зарегистрировано 3,1% сектантов и 7,2% иудеев, а в Каинске — уездном городке той же губернии — 14,2% иудеев. Восточная Сибирь была еще разнообразнее за счет
многочисленных «инородцев» [6].
На примере Минусинского округа П. М. Головачёв описывает складывающуюся религиозную идентичность местных жителей. Эту местность историк образно сравнивает с оригинальным живым музеем всевозможных сект и религиозных учений, «взошедших на российской почве, перенесенных в Сибирь ссыльными и переселенцами и очень часто принимающих на новом месте и новые формы» [5]. Алтай в этом смысле тоже не отставал.
Чистота веры в приграничных территориях империи стала важной задачей национальной политики. Именно поэтому в Западной Сибири местом деятельности будущей православной миссии был выбран Алтай: и как пограничная территория, и как место большого скопления язычников — алтайцев. Формально миссия была основана в 1828 г. тобольским архиепископом Евгением (Казанцевым), а фактически ведет свою деятельность с 1830 г., когда сюда приехал архимандрит Макарий (Глухарёв), возглавившей миссию с центром в Улале. Он резко отличался от других служителей веры: был разносторонне образован, писал стихи, обладал самоотверженностью и трудолюбием, понимал важность распространения образования среди инородцев, отличался щедростью и добротой. Его преемник Стефан Ландышев перенял эти основные качества у учителя
и наставника.
Правительство сразу поддержало идею создания Миссии, считая, что просвещение инородцев должно было идти именно через Церковь и носить религиозный характер. Особое внимание уделялось окраинам, откуда шли донесения об ослаблении русского духовенства, упадке Православной Церкви в целом. Более всего это касалось Сибири.
В рассматриваемом регионе приобщение инородцев к православию стало частью проводимой государственной политики, которая приобретала геополитическую окраску. Деятельность Русской Православной Церкви здесь рассматривалась в качестве довлеющего фактора на инородцев, в интересах их сближения с русским населением и закрепления наших окраин [13, с. 10]. С. Г. Рыбаков, служивший накануне революции чиновником Департамента духовных дел иностранных исповеданий МВД, в своих воззрениях придерживался официальной доктрины православного традиционализма. Он искренне надеялся, что «христианское культуртрегерство», «русские просветительные усилия» в отдаленных регионах смогут постепенно одержать верх [11, с. 9]. В свою очередь, тогдашний обер-прокурор К. П. Победоносцев надеялся путем подобного культуртрегерства утвердить в народном сознании, «что в особенности важно на окраинах… чувство национальности и понятие о просвещении, связанном с церковью» [14, с. 21].
Вообще исследование влияния Алтайской духовной миссии на религиозное мировоззрение этнических меньшинств в условиях фронтира выводит нас на дихотомию «Центр — провинция», содержащую в себе элементы конфликтов и противоречий. В любой империи Центр нес в себе
модернизирующее начало нередко противостоящей этой модернизации провинции.
Несмотря на важность задачи, изначально государство нередко экономило на АДМ. За первые двадцать лет государственное содержание миссии увеличилось в 10 раз, однако первое время ей приходилось выживать на частные пожертвования. Благотворителей в Тобольске и Москве находил
сам архим. Макарий. Он постоянно обращался к своим многочисленным друзьям, знакомым, а также духовным чадам с просьбой о помощи для миссии и с благодарностью принимал ее. Так, в январе 1834 года он обратился к своему другу Г. Т. Мизку с просьбой: «Помогите мне, Григорий Тимофеевич, если можете, и разделите со мной тяготу мою. Можете ли прислать мне 150 рублей?» [1, с. 7]. Из переписки архимандрита Макария с Мизком следует, что Григорий Тимофеевич присылал в миссию книги, церковную утварь, иконы. В 1834 г. в ответ на просьбу отца Макария прислать подрясник и напрестольный крест (напрестольный крест был украден у отца Макария в Москве, а подрясник, подаренный преосвященным Иовом, износился), прислал кипарисовый крест на престол с подножием, четыре шелковых платка, шелковое полотенце для выноса креста, закладку на Евангелие, три пары поручей, несколько воздухов и воздушков, по полфунта смирны и ладану, 20 аршин шерстяной материи и 7 шелковой. Осенью 1833 года отец Макарий, будучи в Барнауле, попросил академика Мягкова написать шесть икон на железных листах, а одному из тамошних столяров поручил сделать иконостас, который планировалось употребить для новой походной церкви [1, с. 7].
Деятельность миссии развернулась не только вокруг возведения миссионерских станов, церквей и часовен, где крестили инородцев, но и по изучению алтайского языка, созданию словаря, переводов религиозной литературы, молитв на алтайский язык. До революции ею были созданы более 30 отделений, около сотни церковно-приходских школ, Бийское миссионерское катехизаторское училище, больницы и приюты, приходские попечительства, иконописная мастерская. При школах открывали пасеки, учили церковному пению.
Национальный вопрос приобретал все более важное государственное значение, и правительство постепенно стало оказывать значительную поддержку созданной организации. Миссия создавалась, в первую очередь, в целях поддержки Русской Православной Церкви и в итоге стала важнейшим орудием русской политики в регионе. Власти понимали, что нельзя добиться усиления своих позиций на окраинах только формальными методами. «Всего важнее, — указывал обер-прокурор, — охранять там источники нашей нравственной силы, незаметно для глаз, но существенно привлекающей к нам сочувствие местного населения» [14, с. 62].
Не все, разумеется, шло гладко. Нередко некоторые крещеные богачи-инородцы метались от одной веры к другой, так и не придя к их нравственным заповедям. Среди алтайцев большую известность имел Назар Степанович Куртегешев [7, с. 23]. Крестившись, он даже построил на собственные средства церковь и щедро помогал ей впоследствии, однако, как вспо-
минали его земляки, мог «одновременно приносить жертвы и шайтану». В случае болезни Куртегешев («а хворал он вчастую по приверженности к запою») сначала исповедовался и причащался у русского священника, а если не помогало — посылал гонца в тайгу за шаманом [12, No 5, с. 149].
Большая часть остяков также считала себя христианами и носила медные крестики. Однако, по мнению В. М. Флоринского, отразившего имперский взгляд на эту проблему, ничего христианского не имела: «ни Божьего храма, ни обрядов, ни идей. По существу, они остаются язычниками-фетишами, грязными, грубыми, совершенно неразвитыми» [17, с. 137]. Некоторые инородцы крестились по 2—3 раза, в душе так и оставаясь язычниками. Менее зажиточные, особенно теленгуты, смотрели на православную миссию как на «вредное учреждение и удалялись от нее вглубь гор» [12, No 6, с. 117]. Принятие православия они считали равносильным
потере национальности. Как справедливо отмечает М. В. Шиловский, курс на приобщение аборигенных этносов Сибири к западной модели цивилизационного развития вел к «социокультурному расколу внутри формирующихся национальных элит, отстаивающих альтернативные варианты национального самосознания» [18, c. 36]. Однако цифры крещеных инородцев и действительно перешедших в православие за всю историю
Миссии впечатляют.
С учебой было сложнее: по воспоминаниям томского купца и мецената П. И. Макушина, который заведовал в Горном Алтае миссионерским училищем, в 1860‐е гг. учеников набирали за плату. Миссия выделяла по несколько пудов ячменя родителям: отдать даром своих детей в учение они не соглашались [7, с. 59].
Активизация работы Алтайской духовной миссии пришлась на 1880-90‐е гг., что было связано в том числе с увеличением финансирования. К 1895 г. миссия имела до 70 членов, 14 станов, до 47 церквей и молитвенных домов, два монастыря, приходское попечительство и многие бла-
готворительные учреждения. Около своих станов она успела посадить на оседлое жительство более 10 000 человек кочевников [9].
Таким образом, деятельность миссии привела к христианизации местного населения, произошло увеличение грамотности в 4 раза, она активно влилась в процесс подготовки к введению в стране всеобщего начального образования [7]. В итоге дореволюционная деятельность Миссии вышла далеко за пределы изначально поставленных задач и помимо религиозного носила еще и культурно-просветительный, благотворительный, научный, а чаще — полифункциональный характер и стала фактором геополитических процессов закрепления Российской империи на окраинах.
Источники и литература
- Адлыкова А. П. Иконописание в Алтайской духовной миссии // Макарьевские чтения:
материалы XVII международной научно-практической конференции, Горно-Алтайск, 23—24
сентября 2022 г. / отв. ред. В. Г. Бабин. Горно-Алтайск: БИЦ ГАГУ, 2022. 350 с. - Аслантюрк Х. Просветительская деятельность АДМ как пример организации идеологического
давления российского государства // Турецкий журнал российских исследований. 2020. No 3.
С. 79—93. - Головачёв П. Россия на Дальнем Востоке. СПб.: Издание Е. Д. Кусковой, 1904. 216 с.
- Головачёв П. Сибирь в екатерининской комиссии. Этюд по истории Сибири XVIII века. М.:
Тип. В. Ф. Рихтер, 1889. 127 с. - Головачёв П. У сибирских староверов и сектантов // Тобольские губернские ведомости. 1896.
No 41. С. 1021. - Государственный архив Омской области (ГАОО). Ф. 3. Оп. 3. Д. 3712. Л. 2об.
- Дегальцева Е. А. Образ жизни сибиряков во второй половине XIX — начале XX в. Бийск: Изд-
во Алт. гос. техн. ун-та, 2005. 188 с. - Козьмин М. З. Прошлое и настоящее сибирских сектантов-субботников // Еврейская старина.
СПб., 1912. Вып. 1. С. 1—9. - Крейдун Г. Алтайская духовная миссия в 1830—1919 гг.: структура и деятельность. URL: https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/altajskaja-duhovnaja-missija-v-1830—1919‐gody-struktura-i-dejatelnost/ (дата обращения: 7.02.2023).
- Муратов М. В. Духоборцы в Восточной Сибири в первой половине XIX в. Иркутск, 1923. 112 с.
- «На почве общей для них религии — ислама». С. Г. Рыбаков о мусульманском движении
в России // Источник. 2003. No 4. С. 9—13. - Наумов Н. Горная идиллия // Русское богатство. 1880. No 5. С. 134—159; No 6. С. 110—123.
- Остроумов Н. Колебания русского правительства на миссионерскую деятельность православной
русской церкви. Казань, 1910. 47 с. - Победоносцев К. П. Письма к Александру III. М., 1999. 349 с.
- Савельев А. Из жизни сибирского духовенства в первой половине XIX столетия // Сибирский
архив. Иркутск, 1912. No 11. С. 849—855. - Сибирский купец А. Д. Васенев. Часть вторая. Документы и письма. Барнаул: АлтГУ, 1994. 112 с.
- Флоринский В. М. Заметки и воспоминания // Русская старина. 1906. No 4. С. 137—149.
- Шиловский М. В. Основные направление политики правительства по отношению к Сибири
во второй половине XIX — начале XX в. // Сибирское общество в контексте модернизации
XVIII—XX вв. Новосибирск, 2003. С. 36—37.
Источник: Дегальцева Е. А. Алтайская духовная миссия (1830–1920): геополитические аспекты деятельности // Вестник Кузбасской православной духовной семинарии. 2023. № 3 (14). С. 58–68.