Богословский и жизненный путь архиепископа Анастасия ( Яннулатоса): проблемы глобализации и миссионерства православной церкви
К середине XX века после двух мировых воин и установления коммунистического строя на внушительной части Европы, позиции Православной церкви были сильно ослаблены. Кроме того, православные земли Румынии, Болгарии, Сербии после мусульманского многовекового гнета подверглись еще более страшным гонениям со стороны коммунистов в XX веке. Ни о какой миссионерской деятельности, чем славилась Православная церковь ранее, не могло и быть речи. Только после Второй Мировой войны к началу 1950-х годов появились немногие молодые Православные богословы, чьи воззрения были устремлены за пределы национальных христианских интересов. Одним из таких проповедников нового православного толка был греческий молодой богослов Анастасий Яннулатос.
Анастасий родился 4 ноября 1929 г. в благочестивой православной семье в Греции. С юных лет он принимал активное участие в церковной жизни в период своего становления. Одним из его увлечений была математика и до начала Второй Мировой войны он всерьез думал развиваться на этом поприще. Однако, судьба по-иному распорядилась — с начала боевых действий он увидел и испытал на себе все ужасы войны. Это коренным образом повлияло на его мышление и значительно укрепило в нем Веру. Через хаос и страдания людей он понял острую потребность в послании вечного мира, который приходит через Иисуса Христа. Этот опыт заставил отказаться юного Анастасия от первоначальных планов на жизнь, и он стал заниматься богословием: «Мне было недостаточно дать что-то Богу, я должен был полностью отдаться Ему. Я хотел жить всем своим существом во Христе» (Anastasios Yannoulatos. The Forgotten Commandment. Porefthentes 1, 1959, p.2-3). Таким образом в 1947 году он поступил в Богословскую школу Афинского университета. В 1952 году он окончил ее с отличием. После двух лет, проведенных в армии, будущий Архиепископ Албанской Православной Церкви вступил в ряды молодежной православной организации ZOE, которая устремила свой взор на духовное обновление греческой Церкви и возрождение миссионерской деятельности в разных концах мира.
Активная миссионерская деятельность началась с основных тезисов новой организации, озвученных на Международной православной конференции, которая состоялась в 1958 году в Афинах. За основу было взято дело миссионеров прошлого. Это и послужило фундаментом для глобальных свершений на новом миссионерском пути в послевоенный период. Глобальной целью, провозглашенной участниками конференции, стало распространение православных христианских идей через миссионерство. Лидером этого молодежного православного движения как раз и стал Анастасий Яннулатос, который быстро организовал его деятельность, начав с выпуска православного журнала Porefthentes. В первом выпуске издания Анастасий написал статью с громким заголовком «Забытая заповедь», которая поставила перед Церковью задачу открыть заново для себя миссионерский порыв предыдущих поколений. В статье Анастасий поставил под сомнение общепринятую апатию к миссионерской деятельности, господствовавшую в современной Православной Церкви: «Это не вопрос «можем ли мы?», но императив «мы должны». Итак, иди и научи все народы. Подумай, сможешь ли ты? Есть только определенная, четкая команда Господа нашего. Если мы позволим себе спокойно отдыхать в этой привычной инертности в деле зарубежных миссий, просто храня чистый свет Веры, то мы обрекаем себя на предательство одного из основных элементов нашей православной традиции. Миссионерство всегда было частью этой традиции. Миссионерская деятельность — это не просто что-то «полезное» или просто «хорошее», но и что-то очень важное. Несение Слова Божьего — это наша первейшая обязанность, если мы действительно хотим быть последователями нашей Православной Веры» (Anastasios Yannoulatos, «Orthodox Spirituality and External Mission», Porefthentes 4. 1962, p.8).
Анастасий Яннулатос стал впоследствии одним из ведущих защитников Православных миссий. Он стремился восстановить подлинное значение Единой Святой Кафолической и Апостольской Церкви, возродить значимость единого Никейского символа веры. В его планах значилось создание международного православного миссионерского центра. Однако, его энтузиазм не все воспринимали всерьез в православных кругах, правда, эти опасения нисколько не помешали дальнейшим амбициозным планам молодого православного активиста. Его первыми сподвижниками стали студенты-теологи, перед которыми он выступил в 1959 году. Тогда кто-то из аудитории ему сказал, что эти планы не реалистичны. На что Анастасиос смог возразить: «Я полностью согласен с вами, но мы христиане и верим в чудеса» (Veronis L. Anastasios Yannoulatos: modern-day apostle. International bulletin of missionary research. 1995, p.124). В рамках ZOE, Яннулатос работал с православной молодежью сначала в Греции, где ему удалось быстро приобрести авторитет среди студентов и подростков. Развернув активную просветительскую деятельность, Анастасий понял, насколько сильно влияние через информационно-просветительские программы, в частности, через православный журнал Porefthentes, который пользовался популярностью, в первую очередь, у молодежной аудитории. Он пытался сделать православную веру более понятной и реальной для широких масс. Для этого он вступил в международное движение Синдесмос. Там он занимал должность генерального секретаря комитета по миссионерству в 1958-1961 годах и в качестве вице-президента всего движения в 1964-1977 годах, где познакомился с другими молодыми лидерами со схожими взглядами. Великий завет прошлого является императивным ответом на способность к миссионерству в настоящем. Яннулатос писал в то время: «Церковь без миссии вступает в противоречие самой себе. Если Церковь безразлична к апостольской работе, она отрекается от себя, противоречит себе и своей сущности. А в статичной Церкви, которой не хватает широкого видения и постоянного стремления возвещать Евангелие, едва ли можно узнать, как единую, святую, равноапостольную Церковь, которой Господь доверил продолжение Своей Работы» (Anastasios Yannoulatos. The Purpose and Motive of Mission. International Review of Mission 54. 1965, p.295).
Следующим важным жизненным этапом для Анастасия становится получение диаконского сана в 1960 году. В то же время он основал Международный православный миссионерский центр «Порефтентес» — его целью было обучение богословов в сфере миссионерства. Кроме того, он преследовал задачу мотивировать и посылать миссионеров, распространяющих православную веру, по всему миру. Сам Яннулатос планировал стать иностранным миссионером. Практически сразу после его рукоположения в священнослужители в 1964 году, он уехал в Восточную Африку в Уганду, где отпел свою первую литургию. Однако, вскоре после своего приезда молодой священник заразился малярией и ему пришлось вернуться в Грецию. Несмотря на строгие рекомендации врачей не возвращаться в Африку, Яннулатос не испугался неудачи. Наоборот, он понял больше, чем когда-либо важность миссионерской деятельности и стал искать новые способы исполнения Великого Завета.
Он считал, что, если не сможет напрямую работать в миссионерском поле, он все еще мог бы попытаться проложить путь другим. Таким образом, с 1965 по 1969 годы Анастасиос погрузился в изучение истории религий в теологических отделениях университетов Гамбурга и Марбурга в Германии, с упором на изучение истории африканских религий, миссиологии и этнологии. Для своей докторской диссертации «Дух Мбандва и структура их культов: исследование различных аспектов африканских религий», Анастасиос отправился добывать материал в Уганду, где устроился работать в университет в Кампале.
В процессе исследования он вдохновлялся своим первоначальном тезисом о невозможности быть истинно православным без интереса к миссиям. Параллельно с учебой в университете Яннулатос активно участвовал во всемирном экуменическом движении, принимая непосредственное участие в Комиссии по всемирной миссии и евангелизации (CWME). Эта часть его деятельности помогала как впитывать международные христианские традиции, так и знакомить членов комиссии с богатым миссионерским наследием Православной Церкви. В 1963 году Яннулатос стал самым молодым членом CWME на конференции в Мехико. Он продолжал играть ключевую роль в этой организации и в конечном итоге стал ее модератором с 1984 по 1991 годы. Анастасиос стал первым православным миссиологом, занявшим руководящую должность в этой международной организации.
В течение 1970-х годов Элладская церковь начала слышать и откликаться на голос этого смелого провидца. Предтечей этих событий стало одно важное событие. В 1968 году Яннулатос и его сподвижники из Porefthentes организовали структуру одной из служебных ветвей Элладской церкви. Учреждение постоянной миссионерской организации в официальной православной церкви в Греции стало важной вехой. Церковь признала работу Яннулатаса, возведя его 19 ноября 1972 года в сан епископа Андрусского и сделав его руководителем всего отдела Апостольской диаконии. Через руководство епископа Анастасия эта комиссия Элладской церкви действовала как основной орган для всех миссионерских усилий церкви как внутри Греции, так и за рубежом. Наряду со своими церковными обязанностями епископ Анастасий продолжал активно работать на академическом уровне. В 1972 году Афинский университет избрал его адъюнкт-профессором истории религий. В университете он руководил центром миссионерских исследований.
В этой академической атмосфере епископ Анастасий продолжил провозглашать свой «пробуждающий» призыв к церкви, бросая вызов ее самоуспокоенности и безразличию к миссионерской деятельности: «Инерция в миссионерстве означает, в конечном счете, отрицание православия, отступничество в практическую ересь местничества… Для нас немыслимо говорить о «православной духовности», о «жизни во Христе», подражании апостолу Павлу — основателю греческой Церкви, пока мы остаемся инертными в отношении миссии» (Anastasios Yannoulatos. Initial Thoughts Toward an Orthodox Foreign Mission. Porefthentes 10, 1968, p.19). Архепископ Анастасий постоянно просвещал православных верующих и учил более полному пониманию Никейского символа веры, который провозгласил веру в «единую, святую, соборную и апостольскую Церковь». Как он отметил, «только когда мы осознаем, что «иностранная миссия», не есть «внешнее» дело, а внутренняя потребность, призвав к покаянию и присоединившись к духу Евангелия и традициям нашей Церкви, только тогда мы будем иметь право и надежду, дающую теологическое начало тому, что будет дальше» (Anastasios Yannoulatos. Initial Thoughts Toward an Orthodox Foreign Mission. Porefthentes 10, 1968, p.20). Иностранные миссии — это не просто ответвление подлинного православия или даже православного богословия, а скорее, главенствующая тенденция в истинном понимании церкви.
Архиепископ Анастасий продолжал бросать вызов апатичному настрою по отношению Церкви к миссиям, написав: «Евангелие обращено ко всем народам, и поэтому труды Церкви остаются незавершенными, пока она ограничена определенными географическими рамками или социальными классами. Миссия не была обязанностью только первых поколений христиан. Это долг христиан во все века. Свидетельствует о жизненной силе Церкви, а также источник для обновления и пополнения новых сил. Каждый должен способствовать и участвовать в нем, будь то непосредственно или косвенно. Это существенное выражение православного духа» (Anastasios Yannoulatos. Orthodoxy and Mission. St. Vladimir’s Theological Quarterly 3, 1964, p.140).
Вместе с постепенно возрастающим авторитетом в академическом мире как в Греции, так и за границей, епископ Анастасий оказывал влияние и на другие области церковной жизни. В 1972 году епископ совместно с отцом Антонием Ромео основал женское православное движение, где основной упор был сделан на внешние миссии. Эта группа была основана при монастыре Святого Иоанна Предтечи в Карее, Греция. Епископ Анастасий обучил монахинь миссионерской деятельности, а те впоследствии принимали активное участие в проповедовании веры по всему миру. Монастырь также принимал верующих женщин из других стран.
В 1960-х годах, когда Яннулатос впервые заболел малярией, врачи сказал ему, что он никогда не сможет работать за границей в качестве миссионера. Однако, промысел Божий распорядился судьбой епископа Анастасия иначе. В 1980 году Православная Церковь Восточной Африки столкнулась с большими трудностями. На протяжении двух последних десятилетий регион оставался чуть ли не самым активным православным миссионерским центром в мире. Однако, опора Церкви была поставлена под угрозу внутренними противоречиями, которые, в конечном итоге, и привели к лишению сана кенийского епископа Александрийским Патриархатом. Восточно-африканская православная церковь оказалась на грани исчезновения.
В это время Патриарх Николай, глава православной церкви в Африке, пригласил епископа Анастасия стать исполняющим обязанности архиепископа Восточно-африканского епископата. Анастасий принял предложение, но продолжил выполнять свои обязанности как в Афинском университете, так и в Апостольской диаконии. Во время этого переходного периода епископ Анастасий видел свою ключевую роль в реорганизации Восточно-африканской церкви. Его главной задачей было создание сильной православной общины во главе с местными священниками. Сосредоточившись на обучении местных священнослужителей, епископ Анастасий остался верен своей доктрине о распространении миссионерской православной традиции. Как он отмечал в своих письмах: «Воплощение Слова Божьего на языке и в обычаях страны была и должна быть первой заботой всей православной миссии. Его целью является насаждение канонических православных традиций и взращивание родной национальной церкви в ключе самоуправления, в состоянии способном обратить всех в Веру не утрачивая нитей национальных традиций, преображая и освящая их в гармонии с природой, во славу Бога» (Anastasios Yannoulatos. Theology-Mission and Pastoral Care. Greek Orthodox Theological Review 22, 1977, p.162).
В 1972 году архиепископ Кипрский Макариос III построил православную церковь и православную школу в Найроби, Кения, однако, политическая нестабильность на Кипре помешала архиепископу завершить начатое дело. В результате школа пустовала десять лет до тех пор, пока епископ Анастасий не открыл ее заново. Яннулатос понял, что единственный способ привести всех этих людей обратно в лоно церкви, это обучить местных священников и уже через них обращать новых прихожан в Веру на понятном им языке. Таким образом, епископ Анастасий официально открыл Православную Патриаршую семинарию в 1982 году. В следующем десятилетии в школе ежегодно обучалось в среднем 45 учеников, с участием 12 профессоров из Восточной Африки, Европы и США. В итоге исполняющий обязанности архиепископа рукоположил 62 священника и диаконов, а также 42 чтеца и катехизатора. Эти новоявленные православные представители коренных народов были выходцами из восьми разных племен в Кении, Уганде и Танзании и послужили основой для обновления церкви в Восточной Африке. Таким образом, епископ Анастасий сосредоточился на публикациях Священных Писаний, организовав их перевод и выпуск учебных пособий на семи разных языках.
Важно отметить, что при непосредственном участии архиепископа Анастасия в регионе было построено 67 новых церквей, а также отреставрировано 25 существующих на тот момент церквей. При нем были отстроены и открыты 7 медицинских и миссионерских пунктов, 5 начальных школ и 12 детских садов. Его усилия в Африке привлекли внимание общественных деятелей со всего мира. В Кению потянулись православные активисты из разных концов света: США, Греции, Финляндии. Важнейшими аспектами деятельности епископа Анастасия в Восточной Африке стали рукоположение священников из выходцев коренных народов, публикации Священных писаний, миссионерство. Все эти шаги мели основной целью достижение доверия в среде коренного населения Восточной Африки и ненасильственное обращение в православную веру. В результате его усилий Православная Церковь продолжила укрепляться и распространяться по континенту даже после его ухода с поста исполняющего обязанности архиепископа в 1991 году.
Его миссионерская деятельность не ограничилась Восточной Африкой. В 1980-е деятельность епископа Анастасия была направлена на международное посредничество в вопросах глобального миссионерства. Для этого он организовал просветительскую деятельность путем издания нового миссионерского журнала «Все нации». Издание ставило задачу максимального распространения информации о миссионерстве и бросало новые вызовы православным христианам всего мира через эту благородную и такую важную деятельность. Его миссиологическое влияние было настолько велико и влиятельно, что это отмечали не только православные богословы, но и представители других конфессий. В частности, это отметил выдающийся протестантский богослов и миссионер Дэвид Дж. Бош:
«Анастасий остается движущей силой миссионерского движения в православии. Мы видим, что православная церковь присоединилась к миссионерскому движению и внесла большой вклад к глобальному религиозно-проповедническому мышлению. Совокупные действия в миссиологии между православием и протестантизмом стали крупнейшим событием в области богословского обновления в экуменическом движении с 1961 года. Именно презентация Анастасия обозначила общие богословские рамки темы конференции «Ты будешь готов». Общая направленность его посыла была поистине экуменической в лучшем смысле этого слова» (Дэвид Дж. Бош Динамика христианской миссии. История и будущее миссионерских моделей. 1995, p.127).
В 1990-е годы началась новая глава духовного пути епископа Анастасия. После возвращения в Европу в 1991 году Константинопольская Патриархия направила Анастасия в в Албанию и в июне 1992 года он был единогласно рукоположен архиепископом Тиранским и всея Албании. Его главной задачей на новом посту стало восстановление православной автокефальной церкви Албании. На тот момент дела православной церкви Албании были в плачевном состоянии. После полувековой коммунистической диктатуры албанская Церковь, как и сама страна были в депрессивном состоянии. За период коммунистического режима численность православного духовенства сократилась кратно. Почти все священнослужители были старше семидесяти лет. На Анастасии лежала важнейшая миссия — воскресить православную церковь из атеистической бездны. Для этого требовался настоящий подвиг. Но, как мы уже знаем, для этой задачи архиепископ Анастасий подходил идеально — его дух и непоколебимое рвение в миссионерском деле совершили, практически, невозможное. Требовались радикальные шаги как для восстановления Церкви, практически с нуля, так и навести мосты доверия с мусульманским и атеистическим населением страны, а их было большинство. До коммунистического периода Албания была страной с 69-процентным мусульманским населением. Архиепископ Анастасий написал книгу и множество статей об исламе и мог найти ключ к любой социальной или религиозной группе. С подобной проблемой он столкнулся еще в Восточной Африке и опыт прошлых свершений помог ему во имя нового христианского подвига в стране, наиболее пострадавшей от агрессивного насаждения атеизма и коммунизма.
Первыми шагами в этом нелегком деле стали действия в области просвещения — архиепископом была организована духовная семинария в портовом албанском городе Дуррес в арендованном помещении гостиницы. За первые три года было подготовлено для миссионерской деятельности около 60 новых священников и диаконов. Они стали первыми последователями архиепископа Анастасия и верными носителями Слова Божьего.
В целом приоритеты архиепископа Анастасия в Албании в течение первых лет его епископства были посвящены обучению местных богословов, которые должны были вновь привести до четверти местного населения обратно в лоно Церкви. Также им было поручено деликатное налаживание отношений с мусульманским большинством и ненавязчивое обращение в православную веру атеистически настроенной части албанского общества. В 1995 году духовная семинария смогла найти новый дом, построенный на пожертвования прихожан.
Архиепископ также организовал работу в множестве других направлений. Он помог наладить строительство более сорока новых храмов по всей стране, начать выпуск ежемесячного православного издания на албанском языке Per Ngjallja («Воскресение»). Кроме того, по настоящее время Анастасий помогает организовывать строительство других социально значимых проектов, включающих новые духовные и медицинские центры. Уважение и любовь среди местного населения архиепископ Анастасий заслужил, в том числе и благодаря гуманитарной помощи через организацию «Служба любви», которая распространяется среди нуждающихся по всей стране. За довольно короткий срок архиепископу удалось вновь вывести Албанскую Православную церковь из небытия и открыть заново всему христианскому миру.
Благодаря усилиям архиепископа Анастасия Албанская православная церковь уже стала полноправным членом как Конференции европейских церквей, так и Всемирного Совета Церквей. В 1995 году Теологическая школа г. Салоники присвоила ему почетную степень почетного доктора богословия. В том же году Археологическая школа Янина наградила его званием почетного доктора философии. Важно отметить, что вклад Анастасия в миссионерство в глобальном смысле неоспорим. Несение слова Божьего через миссионерскую деятельность в наиболее сложных географически, политически и социально отдаленных местах внешнего мира — стали его кредо, сделали его выдающимся православным деятелем. Он всегда показывал своими делами и своим личным примером, как выстраивать отношения с Богом и не бояться выходить за рамки, чтобы донести Слово Божье для всех людей, не зависимо от их вероисповедания или социального статуса. В этом он видит свою миссию и до сих пор не отступает от своих идеалов, помогая тем, кто в этом больше всего нуждается. «Миссия — это существенное выражение православного самосознания, возглас в действие для исполнения воли Божией «на земле, как и на небе. Равнодушие к миссии есть отрицание Православия» (Anastasios Yannoulatos. Orthodox Mission-Past, Present, Future. Your Will Be Done: Orthodoxy in Mission, ed. George Lemopoulos. 1989, p.88).
Список использованной литературы:
1. Anastasios Yannoulatos. The Forgotten Commandment. Porefthentes 1, 1959. P. 2-3.
2. Anastasios Yannoulatos. Orthodox Spirituality and External Mission. Porefthentes 4 (1962): 8.
3. Veronis L. Anastasios Yannoulatos: modern-day apostle. International bulletin of missionary research. 1995. P. 124.
4. Anastasios Yannoulatos. The Purpose and Motive of Mission. International Review of Mission 54. 1965. P. 295.
5. Anastasios Yannoulatos. Initial Thoughts Toward an Orthodox Foreign Mission. Porefthentes 10, 1968. P. 19.
6. Дэвид Дж. Бош Динамика христианской миссии. История и будущее миссионерских моделей. Haho — Karthala — Labor et Fides, Lomé. Paris — Geneva, 1995. P. 127.
7. Ж. Лузбетак Церковь и культуры. Новые перспективы в миссиологической антропологии, Orbis Books: Мэрикнолл, Нью-Йорк 1988, 464 стр.
8. Джон Баур: 2000 лет христианства в Африке. История африканской церкви, Paulines: Limete-Kinshasa 2001, 639 p.
Автор — Брилев Дмитрий, магистр теологии, сотрудник СМО.
Статья опубликована в журнале в томе в №3 (2022) «Гуманитарное пространство»