Поиск

Дискуссии о направлениях деятельности Православного миссионерского общества: противораскольническая деятельность

Преамбула (А. Гуня).

С целью усиления миссионерской деятельности как добровольного содружества священнослужителей и мирян, готовых послужить делу миссии, 29 декабря 2021 г. решением Священного Синода учреждено Православное миссионерское общество. Оно имеет духовную связь с Православным миссионерским обществом, созданном в России в 1865 году. Нынешние реалии и вызовы современности требуют воссоздание этого важного института. Положение о Православном миссионерском обществе во имя святителя Иннокентия Московского одобрено на Священном Синоде 29 декабря 2022 г. Это ответственное и весьма непростое начинание требует осмысления приоритетных подходов к его организации: «сверху» через церковные структуры и прежде всего Синодальные миссионерский отдел или «снизу» через православные организации и приходы. По-видимому, необходима определенное сочетание этих подходов. Но совершенно очевидно, что важно использовать уже наработанный опыт и миссионерские ячейки, которые зарекомендовали себя в различных областях. Это, прежде всего, православные общества, братства, сестричества, которые базируются на трудах инициативных, увлеченных и преданных своему делу людей.

В данной статье будут приведена позиция молодых участников общества о. Павла Прусского по проблемам и задачам противораскольнической миссионерской деятельности, в частности, миссии против старообрядческого раскола

Актуальные задачи противораскольнической миссионерской деятельности.

  1. На сегодняшний день Русская Православная Церковь и другие Поместные Церкви подвергаются интенсивным нападкам со стороны разных раскольников главным образом в социальных сетях и СМИ.  Идет подрыв авторитета священноначалия среди простого населения и духовенства через различные провокации, обвинения в ересях и заблуждениях. Можно обратить внимание, что огромный процент критики священноначалия идет именно от представителей разного рода расколоучителей (в т.ч. и от непоминающих, среди которых особенно активны лишенные священства учители).
  1. Для понимания важности противораскольнической деятельности достаточно знать, что любой раскол уводит от единства со Христом, поскольку, согласно Священному Писанию и Священному Преданию, это единство поддерживается через общение с церковной иерархией, а уход в раскол лишает спасения.

Сщмч. Игнатий (Богоносец): «Не обольщайтесь, братья мои! Кто следует за вводящим раскол, тот не наследует Царствия Божьего».[1]

Свт. Иоанн Златоуст: «Производить разделения в Церкви не меньшее зло, как и впадать в ереси… грех раскола не смывается даже мученической кровью».[2]

О том, что опасность расколов не следует недооценивать писал свт. Филарет Московский: «Православие и раскол так противоположны друг другу, что покровительство и защита Православия естественно должны стеснять раскол; снисхождение же к расколу естественно должно собою стеснять Православную Церковь».[3]

  1. В связи с этим хотелось бы выделить некоторые проблемы:
  • Отсутствие у христиан, ведущих церковную жизнь, знаний, связанных с данной темой. Это происходит в основном из-за распространения многими священнослужителями, преподавателями духовных школ и церковными публицистами таких вредных модернистских идей, таких как учение о спасении вне Церкви; учение о соборности Церкви как о праве клириков и мирян на управление ею; неизвестная большинству православных крестоборческая ересь митр. Антония (Храповицкого) и основанная на ней царебожническая ересь, которые проповедуются многими раскольниками.

Блж. Иероним Стридонский: «В основании нет раскола, который бы не имел чего-либо общего с какою-либо ересию по восстанию против Церкви».[4]

  • Отсутствие широкого распространения Символических книг Православной Церкви и богословской литературы XVIII-XIX вв., несправедливое цензурирование противораскольнических сочинений этого периода. В упомянутых книгах чётким и понятным для современного человека языком описаны элементы церковного учения, зная которые, верующие могли бы понимать ошибочность доводов современных расколоучителей.
  • Отсутствие распространённых среди христиан исторических знаний о происхождении разных расколов, о взглядах раскольников. В связи с этим, нет основания для аргументации того, почему не правы раскольники.
  • Реальные проблемы, на которые ссылаются раскольники, и отсутствие адекватной реакции на них миссионеров. Необходимость в распространении православного отношения с противораскольническим уклоном к таким явлениям как экуменизм и сергианство, используя, например, тексты свт. Серафима (Соболева) и сщисп. Виктора (Островидова) по этим темам.

Свт. Серафим (Соболев): «Не будем участвовать в экуменических конференциях. Надо нам как можно дальше быть от экуменического движения… Но не следует и таким присутствием [в качестве наблюдателя] накладывать даже малейшего пятна на великую нашу Русскую церковь, ибо присутствие ее представителей в еретическом и масонском обществе, хотя бы в качестве наблюдателей, будет в известной мере, иметь характер общения с таким обществом».[5]

Сщисп. Виктор (Островидов): «Декларация [митр. Сергия (Страгородского)] — это отступление от истины спасения. Это взгляд на спасение как на естественное нравственное совершенствование человека; это языческое философское учение о спасении… По моему мнению, это то же самое заблуждение, в котором я обвинил митр. Сергия еще в 1912 г.»[6]

  • Отсутствие противораскольнической миссионерской деятельности (апологетики). Кроме малого количества церковных публицистов эту тему никто не затрагивает. Её иногда рассматривает свящ. Георгий Максимов, и популярность к его видео по этой теме выявляет высокий интерес православных к такому материалу (можно увидеть, как люди пишут, что колебались, но видеозаписи отца Георгия против раскольников их вразумили).
  • Отсутствие предмета «расколоведение» в бакалавриате духовных школ, которое преподавалось бы наравне с «религиоведением» и с изучением «западных конфессий».
  1. Пути решения проблем
  • Распространение всевозможной литературы, соответствующей православному вероучению, в удобной для современного читателя форме. Создание противораскольнических сборников из трудов святых отцов, церковных писателей Синодального периода и немногих современных авторов, занимающихся расколами.

Примеры литературы, из которой можно брать аргументы против современных расколоучителей: Послание патриархов восточно-кафолической церкви о православной вере, Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной; отдельные главы из «Розыска о раскольнической брынской вере» свт. Димитрия Ростовского, «Православно-догматическое богословия» митр. Макария (Булгакова) и противораскольнических сочинений XIX века; «Падение гордых» архим. Рафаила (Карелина).

  • Распространение знаний о современных расколах и опровержение их учения в Интернете и церковной литературе.
  • Публикация миссионерами материалов с православным отношением к модернизму, экуменизму, сергианству и другим внутрицерковным публичным явлениям, несовместимым с христианской верой и нравственностью и опровержение раскольнических мнений по этим вопросам.
  • Подготовка компетентными людьми строго православных взглядов пособий по расколоведению и внесение расколоведения в бакалавриат духовных школ.

ПРОБЛЕМЫ МИССИИ ПРОТИВ СТАРООБРЯДЧЕСКОГО РАСКОЛА И ЕДИНОВЕРИЕ В НАШЕ ВРЕМЯ

I. Положение дел.

а) Прежде всего, необходимо констатировать, что современные старообрядцы как были, так и остаются раскольниками и по форме, и по духу. Недавние решения Синода о принятии старообрядцев через миропомазание это подтверждают. Официальная позиция РПСЦ, РДЦ и тем более беспоповцев строится на полном отвержении законности иерархии Русской Православной Церкви и обличении «новообрядческих ересей». Следует напомнить, что старообрядческий митрополит Корнилий вынужден был приносить публичные извинения за то, что зажёг лампадку (!) около храма Иерусалимской Православной Церкви.

б) Несмотря на это, в лоне самой Русской Православной Церкви раздаются голоса, хулящие новые обряды и превозносящие старообрядцев из РПСЦ и РДЦ, а равно и беспоповцев. Особый вред наносят работы Б. П. Кутузова, В. В. Смирнова, архиеп. Андрея (Ухтомского), иерея Иоанна Верховского и некоторые выступления игум. Кирилла (Сахарова). Тиражирование давно устаревших филостарообрядческих штудий Н. Ф. Каптерева, и С. А. Зеньковского без должного пояснения тоже не способствует делу.

в) Дореволюционная практика единоверия предполагала стремление к равночестности «старых» и
«новых» чинов ради возвращения в Церковь. Так смотрели на дело противораскольнические миссионеры и сами единоверцы, что видно в деяниях Поместного Собора 1918 года, трудах Миссионерских и Единоверческих Съездов, а так же работах священномученика Симона (Шлеëва) и архимандрита Павла Прусского.
К сожалению, современное единоверие далеко от этих настроений. Старый обряд всячески превозносится, а новый хулится, в отдельных общинах почитается Аввакум Петров и другие «страдальцы за древнее благочестие», перекрещиваются (!) крещёные обливательно (это строжайше воспрещённое Апостольскими правилами действо называется «довершением крещения»), старообрядцы допускаются к Св. Таинствам без покаяния и приёма через миропомазание. Публикуются откровенно простарообрядческие статьи, подрывается доверие к священноначалию, распространяется ненависть к канонизированным святым, например, св. Димитрию Ростовскому, св. Петру (Могиле) (что особенно нелепо, потому что его «Исповедание» веками было в почёте у старообрядцев), св. Филарету (Дроздову).

II. Исходя из всего этого, можно выделить такие проблемы современного единоверия и современной миссии среди старообрядцев:

а) В каждом приходе своё «единоверие». Одни общины ограничиваются восстановлением богослужебного чина начала XVII века. В других же процветают фило-раскольнические настроения вроде упомянутых выше.

б) Старообрядческая апологетика продолжает тиражировать мифы XIX века и искать новые аргументы и подходы. Это приводит к оттоку людей нередко не только в единоверие, но и прямо в старообрядчество, причём людей наиболее интересующихся и ревностных в богослужении. Каждый такой уход — трагедия. Но никакого ответа старообрядческой пропаганде нет. Не переиздаются даже дореволюционные антираскольнические сочинения, многие из которых написаны крупными учёными и не потеряли значения и в наши дни.

в) «История раскола» и проблемы старообрядчества плохо освещаются в наших духовных учебных заведениях. В результате люди выходят оттуда неготовыми столкнуться со старообрядческой пропагандой.  Типичный пример — курс о расколе в ИДО ПСТГУ существует только для иностранцев:

https://elearn.ido.net.ru/en/education/old-believers/

г) Совершенно не поставлена на должном уровне полемика со старообрядцами в интернет-сетях, и особенно в youtube. В наше время очень многие, даже из числа старообрядцев, смотрят видео на youtube. И мы найдём там множество филораскольнических и прямо раскольнических видеозаписей, но очень мало – обличающих раскол и показывающих, что и внутри Святой Церкви есть приходы, где молятся «древним чином».

д) Многие православные христиане соблазняются нестроениями внутри самой нашей Святой Церкви. Например, тяжёлое впечатление производят экуменические контакты. Другой пример — повсеместная распространённость обливательного крещения, что идёт вразрез с 50 Апостольским правилом, решениями соборов и распоряжениями патриарха Алексия II.

е) Старообрядцы создали картинку чистого и «нетронутого ересями православия», которая, к сожалению, привлекает недостаточно разобравшихся людей. Древние певческие традиции также производят впечатление таинственности и «неотмирности» на фоне современного «концертного» исполнения. Не сокращаются службы, в храмах, по возможности, установлена дисциплина. Многие люди ищут истинность через «аскетическую древность», и зачастую первое, что они находят на этом пути – это старообрядчество.


III. Пути решения.

а) Необходимо активизировать миссионерское взаимодействие с единоверческими приходами, использовать положительный опыт, дать всесторонний анализ и объективную картину состояния дел.

б) Нужно обратить внимание на выпуск литературы противораскольнической и опровергающей старообрядческую пропаганду. Например: апологетические труды священномученика Симона (Шлеёва), святых единоверцев и святых миссионеров, противораскольнические сочинения архимандрита Павла (Леднева) Прусского, профессора Н. И. Субботина, братии Никольского Единоверческого монастыря; выписки из старописменных, старопечатных и других книг А. И. Озерского, Указатель свидетельств в защиту Православия Д. И. Харитонова, выписки из творений святых отцов и учителей Церкви по вопросам веры и благочестия, пререкаемым старообрядцами Д. А. Александрова; Апологетические труды Братства Св. Петра митрополита, журналов «Братское слово» и «Миссионерское обозрение»; Беседы к глаголемому старообрядцу святителя Филарета (Дроздова), Истинно древняя и истинно Православная Христова Церковь, изложение в отношении к глаголемому старообрядству митрополита Григория (Постникова), История русского раскола митрополита Макария (Булгакова) и др. Считать целесообразным распространение противораскольнических брошюр и листовок в храмах, рядом с которыми базируются раскольники.

в) Ввести в нужном объеме преподавание проблем старообрядчества и реформ XVII века; противостарообрядческая апологетика может стать курсом и «дисциплиной на выбор» в духовных учреждениях. На основе трудов святых-единоверцев вполне можно создать учебную и методическую литературу для этих курсов.

г) Постоянно предлагать материалы в интернете, включая youtube.


Авторы — Александр Чуевский (текст о расколе), Алексей Романов (текст об единоверии и старообрядчестве, совместно с Робертом Шигориным).


[1] Послание к филадельфийцам, 4.                    

[2] Толкование на послание к Ефесянам: 65, 11.

[3] Записка о последствиях стеснения сект и снисхождения к ним, 2.

[4]  Іn сар. 3 Epist. ad Titum.

[5] Святитель Серафим (Соболев) Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobolev/nado-li-russkoj-pravoslavnoj-tserkvi-uchastvovat-v-ehkumenicheskom-dvizhenii/.

[6] Russia’ Catacomb Saints. Lives of the New Martyrs, by Ivan Andreev//ed. by Fr. Seraphim (Rose). Platina, California: Saint Herman of Alaska Press,1982. С. 146.

Точка зрения авторов может не совпадать с позицией редакции сайта.

Читайте также

Курский протоиерей Тигрий Хачатрян стал миссионером в Африке Отец Тигрий – личность яркая в православном сообществе нашего региона. Руководитель миссионерского отдела епархии, клирик храма Серафима...
«Татар-информ» запускает цикл видеоподкастов на православные темы Руководитель миссионерского отдела Казанской епархии иерей Александр Ермолин ответит на самые распространённые вопросы или развенчает...
Рождественский праздник в миссионерском храме Песнопения и колядки на 8 языках мира в минувшее воскресенье, 14 января, услышали прихожане и гости храма святителя Николая Мирликийского...
Состоялся семинар по практическому миссионерству 28 ноября в рамках «Рождественских Чтений Невского района» состоялся семинар по практической миссии с помощниками настоятелей по...
Наверх