Поиск

К дискуссии о миссиологии: почему нужно знать историю миссионерства

Статьи и аналитика

Священник Александр Данилов из Татарстанской митрополии на своём канале «НаучПоп» начал интересную и очень важную дискуссию о предмете «Миссиология». На взгляд о. Александра, миссиология должна быть прежде всего практическим предметом: «теория может быть сколь угодно красивой, но именно «в поле» она может не работать. Миссиология – это именно практический предмет». Развивая тему, о. Александр высказывает мысль о том, что история миссионерства не имеет большой ценности для практикующего миссионера: «Ты можешь вызубрить историю православного миссионерства, но как тебе это поможет «в поле»? Неужели ты действительно будешь перебирать в голове миссионерские приёмы миссионеров прошлого?» Священник заключает: «Это не значит, что история миссионерства не нужна, но это показывает, что именно на практике, сидя перед живым человеком, она не особо применима. Значит её приоритет внутри предмета далеко не самый высокий».

Поддерживая главную мысль о. Александра Данилова – о том, что преподавание миссиологии должно быть именно практически ориентированным – выскажу некоторые соображения о практическом значении истории православного миссионерства.

На мой взгляд, изучение истории миссионерства, в том числе миссионерской традиции Русской Православной Церкви, должно быть обязательной составляющей подготовки миссионера. При этом история миссия должна преподаваться и изучаться на должном уровне, а не по «остаточному» принципу с «далеко не самым высоким» приоритетом. Качественное преподавание истории миссионерства как раз способствует формированию миссионерского сознания учащихся, побуждает к практической миссии. Важно, чтобы преподавание истории миссионерства было не сугубо научным изложением фактов и событий (в таком случае история миссии и вправду может оказаться не самым актуальным редметом), а живым, сердечным повествованием, с практическими выводами, относящимися к сегодняшнему дню. Таким требованиям, например, соответствует книга архиепископа Тиранского и всей Албании Анастасия (Яннулатоса) «Даже до края земли. Исследования о истории миссии»: в ней каждый раздел завершается серьёзными выводами, относящимися ко дню сегодняшнему. Архиеп. Анастасий пишет: «внимательное изучение и понимание опыта православных миссионеров предшествующих поколений имеет руководящее значение для того, что совершается сегодня на новых миссионерских «фронтах». Фазы становления новой православной религиозной общины, жизнь ее первых членов – это не просто история, но подлинный опыт Церкви, «богословие», которое составляет положительное основание для развития некоего живого и действенного «богословия миссии» и для формирования православного миссионерского сознания в нашу эпоху».

Вообще история православного миссионерства начинается с единственной исторической книги Нового Завета – Деяний святых апостолов. Может ли кто-то сказать, что книга Деяний имеет далеко не самый высокий приоритет и что «миссионерские приёмы» апостолов и прочих мужей веры не полезны нам сегодня? Вряд ли.

Апостол Павел проповедует на Крите

Помимо своей главной цели (побуждение православных христиан к миссионерской деятельности через ознакомление с историей миссионерства), преподавание истории миссии решает следующие вполне практические задачи:

1. Показать миссию как неотъемлемую и необходимую составляющую служения Церкви (в том числе поместной Русской Православной Церкви), непрерывно присущую ей с момента её основания; противодействовать мифам об антимиссионерском и узкоэтническом характере Православия. Преподавая надлежащим образом историю миссии, мы тем самым помогаем многим православным снять внутренний барьер (боязнь выглядеть как сектант, протестант, римо-католик и т. д.), мешающий им участвовать в миссионерском служении. Как пишет архиеп. Анастасий в указанной книге, существует «необходимость (…) показать: во-первых, что Православная Церковь вовсе не была безразлична к миссии, как это утверждали некоторые западные авторы. Во-вторых, что подчеркивание необходимости миссии в других странах не несет на себе западного влияния, как это пытались внушить некоторые наши писатели, но представляет собой возвращение к преданию нашей Церкви. И в-третьих, с целью почерпнуть принципы, уроки и вдохновение для новых миссионерских усилий».

2. Познакомить с конкретными формами и методами православной миссии на исторических примерах. Это отнюдь не простое «перебирание в голове» «миссионерских приёмов миссионеров прошлого», но научение, имеющее целью использовать опыт прошлого для нужд настоящего. «Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви» (2007 г.) в этом отношении ориентирует нас на то, что целесообразно использовать сложившиеся в исторической практике формы миссионерского служения духовенства и мирян.

3. Проявить надлежащее христианское почтение к подвигам миссионеров и проповедников прошлого, популяризовать их жизнь и подвиги. Это отвечает апостольской заповеди: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13:7). Знакомство через историю миссии с проповедниками прошлого (причём не только с прославленными в лике святых) помогает узнать, каким должен быть миссионер, и побуждает подражать предшественникам. Знание истории миссии даёт богатый материал о том, как миссионеры прошлого выстраивали отношения с людьми, как выходили из трудных обстоятельств, какие ошибки делали и как их исправляли. Как сказано в «Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви», «исторический опыт православной миссии со времён апостольских являет нам примеры качеств, которые необходимы миссионеру: молитвенность, смирение, бескорыстие, стойкость, ревность о Боге, приветливость». В этом отношении, несомненно, в ходе курса истории миссионерства большое вдохновляющее значение имеет знакомство с памятникми миссионерской письменности, такими как «Наставление Нушагакскому миссионеру иеромонаху Феофилу» свт. Иннокентия (Вениаминова), дневники свт. Николая Японского, «Памятное завещание» прот. Михаила Чевалкова и др.

4. Показать вклад православных миссионеров в развитие общественной жизни, культуры и государственное строительство. Например, в 2022 году мы отмечаем 1100 лет крещения Алании и 225 лет со дня рождения свт. Иннокентия (Вениаминова). Обращение внимания на связанные с прошлым факты, знакомые нам из истории миссии, даёт дополнительные возможности для свидетельства о Христе, в том числе светской аудитории. Например, в нашей стране миссионеры стояли у истоков массового школьного образования, в т. ч. для девочек. Также знание истории миссии позволяет обратить внимание людей на то, что в истории их региона или этноса была проповедь христианства. Приведу пример из личного опыта: довелось однажды проводить катехизацию с одним осетином, который не имел почти никаких знаний о православной вере. Он был положительно удивлён, узнав о богатой православно-христианской традиции Осетии-Алании, связанной в том числе с именами священников-миссионеров Аксо Колиева, Михаила Сухиева, Алексия Гатуева.

В целом сохраняет актуальность тезис «Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви» о том, что «при подготовке миссионеров (особенно в специализированных миссионерских духовных учебных заведениях) приобретает большое значение знание истории миссии». И это знание, как и миссиология в целом, конечно, должно быть практически ориентированным.

Автор – Иванов Евгений Олегович, сотрудник Синодального миссионерского отдела. В публикации выражена личная точка зрения автора.

Читайте также

Наверх