Миссионерские задачи в школах
Миссионерские задачи в школах. Проведение опросов среди старшеклассников в Тверской и Рыбинской епархиях.
Руководитель аналитического сектора Синодального миссионерского отдела проф. Гуня А.Н. участвует в совместной экспедиции Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в рамках проекта «Духовно-нравственное просвещение и патриотическое воспитание молодежи – гарантия устойчивого развития России». На данном этапе проведены опросы и фокус-группы среди старшеклассников в Тверской и Рыбинской епархиях. Проведенные исследования охватывают как государственные школы, так и православные гимназии в городах и сельской местности. Опросные листы охватывают широкий спектр тем, отражающих мировоззренческие позиции старшеклассников: отношение к родине, выбор идеалов, гражданственность и патриотизм и др. В этом контексте заметным становится отношение к религии и вере. Школьники названных регионов отличаются однородным национальным и религиозным составом, подавляющее большинство – русские, православные. Предварительные итоги фокус-групп показали, что в светских школах верующими считают себя лишь некоторые, их число примерно такое же, кто считает себя агностиками. Большинство имеет нейтральное отношение к религии или же не определились. Причисляют себя к патриотам страны больше в сельских школах и маленьких городах, нежели чем в больших городах. Однако уровень религиозности (если судить по ответам) выше в крупных городах.
Среди проблем православных гимназий следует назвать низкий уровень зарплат, нехватку педагогов (часть из которых не являются воцерковленными). Выпускники православных гимназий больше нацелены на получение гуманитарных специальностей.
Обследованные районы отличаются богатой историей, высокой обеспеченностью храмами, в основном отреставрированными и древними. Тем не менее, Церковь нередко воспринимается только как часть богатой культуры страны. Духовная составляющая известна далеко не всем. Чтобы Православие стало тем источником, в котором люди хотели бы утолять свою духовную жажду, необходимо сближение Церкви и общества. Необходимо повышать духовный уровень учителей. В свою очередь, от священников требуется большей отдачи при общении с людьми. Есть много примеров тесного общения епархий со светскими учреждениями. Чтобы процесс сближения Церкви и общества стал более планомерным и последовательным требуется аналитическая оценка состояния дел в регионах/епархиях. Одним из перспективных путей такой рефлексии может стать составление карт миссионерского поля с обозначением приоритетов и задач миссионерской деятельности, тесно связанных с решением социальных проблем того или иного региона, района или населенного пункта.