Патриаршее слово после молебна у раки с честными мощами преподобных Сергия и Германа Валаамских
Вечером 9 июля в нижнем храме Спасо-Преображенского собора Валаамского монастыря Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил молебен у раки с честными мощами прпп. Сергия и Германа Валаамских, после чего обратился к братии и паломникам с Первосвятительским словом.
Ваше Преосвященство, владыка наместник, досточтимые отцы, братия и сестры!
Всех вас сердечно приветствую и выражаю глубочайшую радость в связи с этим первым (после избрания на Патриарший престол — Ред.) посещением Валаамской обители. С этой обителью меня связывают очень трогательные воспоминания о моей юности, о годах обучения в семинарии, о первых годах священнического служения, когда я имел возможность посещать Валаам в те годы, когда здесь была мерзость и запустение. И всякий раз, когда теплоход приближался к Никоновой пустыни, к Никоновой гавани, возникало двоякое чувство. С одной стороны, радость видеть эту святыню, прикасаться к истории русского монашества на Валааме; с другой стороны, скорбь, потому что невозможно было войти в этот святой храм, оскверненными и порушенными стояли скиты, а люди, которые жили здесь, были далеки от Церкви и не всегда доброжелательно встречали паломников.
Я уже имел возможность рассказывать владыке Панкратию о том, что было, кажется, в далеком 1967 году: я имел возможность посетить Валаам вместе со своим духовным отцом и наставником, владыкой митрополитом Никодимом. Собираясь в эту поездку, владыка дал мне совершенно непонятное для меня распоряжение. Он сказал, что мы едем на Валаам для того, чтобы совершить там первую Литургию после закрытия обители. Я собрал все необходимое — евхаристические сосуды, малое облачение, и мы отправились на Валаам. Когда теплоход пристал и мы вышли на палубу, то погода была такая, как сегодня. Надо было идти пешком, и дорога эта была непростая. Но мы добрались до обители и стали искать место, где можно было бы совершить богослужение. К этому храму было невозможно подойти, потому что велись какие-то работы, двери были заперты, на нашу настойчивую просьбу пустить нас посмотреть нам ответили отказом. Тогда мы вышли за пределы монастырского каре и стали искать подобающее место для совершения Литургии. Стопы наши направились на братское кладбище. И когда мы вошли в закрытый, поруганный кладбищенский храм, то владыка сказал, что именно здесь мы и совершим Божественную службу. Я держал дощечку, на которой владыка совершал Святую Евхаристию. В самом завершении службы, когда мы причастились, потребили Святые Дары, владыка разоблачился и все было упаковано, в храм вошла группа экскурсантов. Мы вышли и к нашему величайшему удивлению обнаружили, что облака расступились и узкий солнечный свет светит прямо на храм, в котором только что была совершена первая после закрытия обители Божественная Евхаристия.
Этот солнечный луч был воспринят нами как знак надежды. И в самые трудные годы мы верили в то, что просияет слава Валаама — так же, как просияют и другие обители Руси. Господь не посрамил наших надежд, нашего упования и молитв того поколения, которое жило в труднейших условиях страны, начертавшей на своих знаменах построение общества без веры в Бога.
И сегодня с особым чувством я ступаю на эту Валаамскую землю. В сознании как бы сопрягается прошлое и настоящее, и видишь, как много сделано за последние годы, какая огромная работа проведена по восстановлению этой святыни. Я имел возможность посетить Валаамский монастырь в одну из поездок вместе с покойным Святейшим Патриархом Алексием. Тогда еще верхний храм не был отреставрирован, мы совершали Божественную службу здесь, в нижнем храме, но уже тогда появилась возможность приложиться к раке святых преподобных Сергия и Германа. И даже с того последнего посещения произошли огромные перемены в жизни монастыря.
Когда мы возрождаем святыни, то главной побудительной причиной является не только восстановление их внешнего облика, хотя и это важно, потому что внешний облик наших национальных святынь несет в себе частицу духовной, культурной традиции нашего народа. Но в первую очередь святыни восстанавливаются для того, чтобы стать местом духовного возрождения людей, потому что опыт переживания святыни как ничто другое влияет на состояние человеческого сердца.
Почему приходят в монастыри паломники? Почему притекают они к ракам мощей святых угодников, поклоняются чудотворным иконам? Потому что по благодати Божией соприкосновение со святыней производит большое внутреннее движение сердца человеческого. И потому возрождение святынь есть непременное условие духовного возрождения нашего народа. Очень важно, чтобы и в обителях наших монашествующие, на плечи которых выпала великая и трудная миссия восстановления святынь, ясно понимали главное предназначение своей жизни — совершать духовный подвиг, приближать себя к Богу, очищать свою душу от скверны, дабы затем разделять с теми, кто будет приходить к ним, тот опыт, который Господь дает каждому, кто, вступив на путь духовного делания, взявшись за этот плуг, не оборачивается вспять.
Монастыри нашей Святой Церкви должны быть средоточием подлинной, реальной, а не мнимой духовной жизни. А в области духовной жизни есть много мнимых ценностей. Людям кажется, что они достигают чего-то возвышенного и важного, а на самом деле — второстепенного. Самое главное достижение духовной жизни — это изменение сердца, изменение ума. А все остальное вторично, потому что через этот измененный и благодатью Божией преображенный ум и преображенное сердце мы и входим в общение с Богом. Этим велик и славен подвиг монашествующих. А богатая внутренняя духовная жизнь, реальная молитва, соприкосновение сердца и ума с невидимым духовным миром дают силы и для достойного свершения всего иного.
Я бы хотел от всего сердца пожелать Вам, владыка наместник, и всей братии трудиться, не покладая рук, дабы достигать этих важных духовных целей и на пути к этим целям увлекать в это благодатное паломничество те души, которые вверяются вашему духовническому и пастырскому попечению.
Дай Бог всем нам со смирением, в простоте сердца, с упованием на помощь Божию, с сознанием своей греховности, слабости и несовершенства восходить от силы к силе, уповая на милость Божию, которая даже из камней сих способна соделать детей Аврааму, уповая на милостивого Бога, Который видит даже самые незначительные с нашей стороны усилия и, отвечая на эти усилия, помогает нам преодолевать грех и неправду, устрояя Царствие Божие в наших сердцах.
Молитвами святых преподобных и богоносных отец наших Сергия и Германа Валаамских да хранит Господь Валаамскую обитель, да хранит Господь Святую Русь.
Приветствую вас сердечно. Храни вас Господь.
Пресс-служба Московской Патриархии
Материал взят с сайта: Патриархия.ру Проповеди