Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии в праздник перенесения мощей святителя Московского Петра
6 сентября 2013 года, в праздник перенесения мощей святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском Патриаршем соборе Кремля. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня мы празднуем память святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси. В рядовом апостольском чтении, которое полагается читать сегодня, мы слышали замечательные слова из Второго послания к Коринфянам, где апостол Павел говорит, что наши кратковременные легкие страдания производят вечную славу, когда мы взираем на невидимое, а не на видимое, ибо невидимое вечно, а видимое скоро проходит (2 Кор. 4:17-18).
Эти замечательные слова апостола означают, что страдания и трудности, с которыми мы сталкиваемся в нашей жизни — в быту, в семейных отношениях, в общении с другими людьми; страдания, которые посещают нас в виде болезней, материальных трудностей и всего, что иногда кажется величайшим горем, — это на самом деле слабые, скоро преходящие страдания. Но и эти слабые и скоро преходящие страдания, по слову апостола, производят вечную славу, то есть приводят нас ко спасению. Однако для этого есть непременное условие — мы должны взирать на не временное, то есть скоро преходящее, а на вечное.
А что означает взирать? А это означает иметь цель, иметь жизненную установку, иметь приоритет и доминанту в мыслях, в чувствах, в жизни. Если мы устремлены к вечному, то, как говорит апостол Павел, легкие, скоро преходящие страдания, которые, конечно, ранят нас, которые отнимают энергию и силы, которые иногда резко понижают наш эмоциональный уровень, — так что мы находимся в скорби, в печали, а иногда плачем, тоскуем, даже ропщем, — вот эти скоро преходящие и легкие пред лицом вечности страдания производят вечную славу, вводят нас в славу Божию, когда мы не теряем жизненного ориентира, когда перед нами вечность, которая в человеческой истории явлена через Господа нашего Иисуса Христа через Его слово, через Его послание к нам, через Его великое Божественное учение.
Что же происходит с нами, когда мы имеем эту Божественную вечную доминанту в жизни и одновременно проходим через страдания? Они становятся легкими и скоро преходящими, по слову апостола Павла.
И эти слова апостола получали блестящее подтверждение на протяжении всей человеческой истории, особенно истории новозаветной, истории Церкви. Мы знаем, что страдания, которые испытывали исповедники и мученики, были легкими в очах Божиих, скоро преходящими; и мы уже не столько говорим об этих страданиях, а просто отмечаем, что через них люди обрели спасение, потому что взирали на вечное — и в тюрьмах, застенках, и будучи оскорбляемы и угнетаемы, подвергаясь лжи и клевете, будучи презираемы и отвержены обществом. Они были сором, как в другом месте говорит апостол Павел, для мира (см. 1 Кор. 4:13), но страдания их оказались скоро преходящими и легкими в масштабах вечности, и сегодня они, в подтверждение слов апостола Павла, вместе с Богом утверждают вечную славу.
А почему мы говорим об этом в связи с празднованием памяти святого Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси? А потому что он прошел через многие страдания в жизни. Он был избран и поставлен на Киевскую кафедру, стал Предстоятелем Русской Церкви в то время, когда татаро-монголы уже завоевывали одно княжество Руси за другим, когда был повержен Киев, когда были разрушены его стены, когда разного рода кочевники, убийцы, насильники, бандиты, грабители, проходили через этот город, опустошая все, что там оставалось. Получив посвящение в митрополиты всея Руси в Константинополе, святитель Петр, будучи уроженцем Волыни, Западной Украины, как мы бы сейчас сказали, приехал в Киев. Наверное, у него было желание там остаться, чтобы как-то объединить вокруг Первопрестольной кафедры все земли Русские, но не получилось. Жить там было невозможно, и тогда он переезжает в город Владимир, куда к этому времени уже переехал и великий князь, — там оказался центр всей исторической Руси.
Но и там были скорби. Сердце святителя разрывалось от вестей, которые он получал и с юга, и с запада, и с востока. Разделялась единая Русь, ее терзали междоусобные брани, ослаблялись связи внутри Русской Православной Церкви, и поэтому святитель, живя во Владимире, много путешествовал, посещал княжества, встречался с архиереями и всех старался сохранить в единстве.
А затем произошло событие трудно объяснимое. Иван Данилович Калита, который был князем Московским, правителем небольшого удельного княжества и небольшого малоизвестного города, приглашает святителя из столицы — пусть временной, но столицы, из города Владимира — переехать в Москву. Это было странное приглашение, но еще более странным был ответ. Святитель Петр соглашается и переезжает в Москву, и здесь утверждает общерусскую кафедру, кафедру всея Руси. А в ознаменование этого события закладывает тот самый Успенский собор, в котором мы с вами сейчас находимся.
А что означал тогда переезд митрополита всея Руси из одного города в другой? Это означало, что великий князь не мог быть в другом месте, кроме того, где была кафедра Первосвятителей. Великие князья переезжают в город Москву, и этот небольшой город начинает развиваться, набирать силу, и становится столицей всея Руси с Первопрестольной кафедрой.
Но как же много скорбей претерпел святитель Петр! Нам, отдаленным от него столетиями, трудно даже представить этот образ старца, который в тяжелейших условиях переезжает из одного места в другое, проповедует, служит, убеждает, сохраняет единство. Его, по слову апостола, легкие и кратковременные страдания были страданиями реальными, но поскольку он взирал на вечное, а не на временное, искал не политическую выгоду, не экономическую силу, не спокойствие и могущество, а трудился для сохранения единства Святой Руси, Господь и даровал ему вечную славу.
И сегодня святитель, жизнь свою отдавший за единство Святой Руси, проповедует это единство всем, являясь великим укором для тех, кто желает разорвать единство Русской Церкви. Мы знаем, как те, кто желает оторвать Церковь в Украине от Церкви всея Руси, не любят вспоминать святого Петра; как не любят вспоминать и святителя Алексия; как не любят вспоминать то, что князь Владимир, до того как стать князем Киевским, был князем Новгородским; как не любят вспоминать и то, что Ярослав Мудрый, до того как стать князем Киевским, был князем Новгородским, и то, что он, будучи Киевским князем, основал Ярославль на тогдашних северо-восточных окраинах исторической Святой Руси.
Святитель Петр отдал все свои силы, — будучи сыном Западной Украины, как сейчас бы об этом сказали (в то время Волынь так не называлась), имея поддержку князей Галиции, которая в то время была исключительно православным княжеством, — в борьбе за сохранение единства Руси. И до сих пор его пример является частью нашей общей борьбы за сохранение единства — духовного единства Святой Руси и единства Церкви нашей. И верим, что если будем устремляться к вечному, а не ко временному, то Господь поможет и нам в нашей жизни — и личной, и семейной, и общественной; и в церковной жизни преодолевать кратковременные и легкие страдания, чтобы стяжать вечную славу. Верим, что дивный пример святителя Петра, его молитвенное предстательство о Церкви Русской будет всех нас укреплять, чтобы все жизненные невзгоды и все наши человеческие скорби мы преодолевали той силой, которая исходит от Бога в ответ на нашу устремленность к вечному. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Материал взят с сайта: Патриархия.ру Проповеди