Поиск

Русский храм на Острове свободы

Первая община из числа русских эмигрантов сложилась в Гаване в 1920-х годах прошлого века. Долгое время она окормлялась клириками Константинопольского Патриархата, приезжавшими из Мексики, и ей даже удалось построить свой храм, но политические перемены в кубинском обществе, отсутствие своего священника и внутренние нестроения привели к тому, что она распалась. Новая жизнь для нее началась с 2000-х годов, когда было получено разрешение кубинского правительства на пребывание на острове священника Русской Православной Церкви. Сегодня небольшой, но дружный приход окормляет командированный из России иерей Савва Гаглоев. О том, что ему удалось сделать за пять лет служения, о проблемах православной миссии на Острове свободы, о том, почему он вынужден крестить не всех желающих, настоятель Казанского храма рассказал «Журналу Московской Патриархии».

Главная задача

— Ваше Преподобие, вы уже пять лет служите на Кубе. Чем примечательна эта страна, ее народ?

Куба — чудесная страна, одаренная Богом удивительной природой. Здесь есть и море, и горы, и полноводные реки, и круглогодичное яркое солнце, и необыкновенно синее небо. Недаром Кубу прозвали жемчужиной Антильских островов. У страны богатая история. Изначально тут жили непокорные индейские племена, а после колонизации испанцами в XVI веке за остров вели войны еще и Франция с Англией. Следы их присутствия можно увидеть в островной архитектуре. Некоторые города до сих пор сохраняют в неизменном виде свой старинный облик и атмосферу (например, Тринидад), и там ты чувствуешь себя словно перенесенным в прошлое. Тем не менее кубинцы — молодая нация, находящаяся в процессе активного смешения различных рас и фенотипов, обладающая веселым, дружелюбным характером. Это музыкально одаренный народ. С рождения у них развито чувство ритма, отсюда и способности к танцам. На мой взгляд, кубинцы еще амбициозны и обладают высоким уровнем патриотизма, что помогает им, несмотря на не самые благоприятные условия жизни, развивать медицину, фармакологию и другие отрасли экономики. Кубинская культура представляет собой сочетание трех начал: европейского, африканского и, в известной степени, автохтонного — местного, доколумбового. Жизнь на Кубе учит среди прочего бережливости и солидарности. В благополучных странах, включая Россию, люди привыкают ко многим благам, которые воспринимаются как нечто само собой разумеющееся, и перестают их ценить. Живя здесь, я научился ценить малое как значимое.

— Вы приехали на Кубу в 2017 году, что удалось сделать за это время?

Первой задачей стало изучение испанского языка, иначе мое служение здесь было бы невозможно. Удалось освоить его на уровне интермедиат. Этого хватает, чтобы принимать исповедь у прихожан-кубинцев, не знающих русского, и служить на испанском, но я все время стараюсь углублять свои знания. До пандемии у нас раз в месяц была Литургия полностью на испанском. Но так как эта традиция пока не прижилась, сейчас служим только на церковнославянском с фрагментами испанского.В 2018 году, к десятилетию храма, при поддержке местных властей обновили фасады храма и колокольни, издали детский молитвослов на испанском языке с оригинальными иллюст­рациями местного художника. А через год вышло второе, обновленное издание, приуроченное к десятилетию интронизации Святейшего Патриарха Кирилла. Этот молитвослов можно приобрести в церковной лавке. На Кубе есть потребность в православной литературе на испанском языке.Кроме того, у нашего прихода установились добрые взаимоотношения с различными российскими представительствами, в первую очередь с Посольством и Генеральным консульством России, Русским домом (Россотрудничеством), с Координационным советом российских соотечественников на Кубе, а также с некоторыми диппредставительствами других стран и с Отделом по делам религии Центрального комитета компартии Кубы. Так, на Новый год и Рождество Президент Республики Куба через Отдел компартии по делам религии передает нам поздравительный адрес с добрыми пожеланиями.Но главной моей задачей с первого дня было и остается окормление нашей русскоязычной общины.

— Сколько у вас прихожан? Кто они, чем занимаются? Как строится приходская жизнь?

На Литургию обычно приходят 15–20 человек. Соответственно, в дни больших праздников прихожан бывает в два-три раза больше. Это русскоязычные верующие (русские, украинцы, белорусы), кубинцы, сербы и, реже, болгары, румыны, эфиопы, американцы. Часть общины регулярно обновляется: это командированные, работники различных дипломатических миссий и организаций. Поэтому костяк прихода составляют именно постоянно проживающие на Кубе. Это выходцы из республик бывшего Советского Союза, как правило, женщины предпенсионного возраста, когда-то вышедшие замуж за кубинцев, и отчасти их дети, а также собственно кубинцы, осознанно принявшие Православие. По профессии это чаще всего гиды, переводчики, историки, юристы, представители творческих и технических профессий, домохозяйки.Многие живут и работают далеко от храма, но, несмотря на то что общественный транспорт ходит нерегулярно, все равно стараются постоянно приезжать на богослужения. Это, на мой взгляд, говорит об искренности и силе их веры.Что касается приходской жизни, то социальное служение здесь сводится к взаимопомощи среди верующих. Правда, пару раз мы бросали клич о помощи среди прихожан и сотрудников российского посольства для поддержки пострадавших от торнадо. Но за пределами храма миссионерскую деятельность не проводим. Всем приходом отмечаем церковные праздники, а иногда и дни рождения, особенно детские. При храме также проводим разные мероприятия, в том числе и праздничные, совместно с Русским домом. На Рождество и на Пасху, естественно, бывает много людей.Рождественскую Литургию совершаем утром, а пасхальную — ночью. К Рождеству в храме обычно наряжаем две искусственные елки. Под одной из них укладываем маленький вертеп. Все дети, присутствующие в храме, благодаря благотворительной помощи представительства Внешинторга на Кубе получают не только сладкие подарки, но и небольшие сюрпризы. После службы хор и дети поют колядки, в том числе испанские, а затем мы все дружно угощаемся бутербродами и сладостями. Интересно, что на Кубе сохранилась католическая традиция обязательно дарить подарки друг другу в так называемый День волхвов, который из-за разницы календарей приходится на 6 января. На святках, обычно на старый Новый год, с Россотрудничеством и Координационным советом соотечественников проводим для их детей и внуков совместное праздничное мероприятие. Если говорить о Крещении Господнем, то из числа кубинцев воду берут домой только прихожане нашего храма, глядя на наших соотечественников, поэтому все проходит без ажиотажа, очередей не бывает. Но традиция крещенских купаний здесь отсутствует.

Кто вам помогает на богослужении?

Слава Богу, есть небольшой хор с профессиональным регентом, она украинка. Людей, умеющих петь на церковнославянском языке, на Кубе практически нет. В праздники, выпадающие на будние дни, в алтаре служу один. Иногда кадило разжигает охранник храма католик Орестэ, а чтецами выступают кубинцы Дмитрий Прието Самсонов, русский по матери, и Хуан Ортис, который перешел в православие из католичества. Во время продолжительного карантина (около двух лет) приходилось служить без хора и, из-за запрета собраний, в пустом храме. Если на службе есть дети, то стараюсь их привлекать к богослужению, например, в шествии со свечами во время великого входа. Порой — ради детей — великий вход совершаем не по солее, как обычно, а по храму, чтобы удлинить путь шествия и дать детям в большей степени прочувствовать этот момент службы и свое в нем участие. Но есть проблема — ни кагор, ни лампадное масло, ни уголь, ни ладан, ни свечи купить здесь негде. Поэтому либо привозим из России, либо просим об этом доброхотов. Просфоры печем сами; Бог милует, резерв муки всегда имеем.

— В какой вере крестят своих детей семьи, где жены — русские, православные, а мужья — кубинцы?

Есть единичные случаи, когда под влиянием жен мужья-кубинцы приняли Православие, но в целом это нехарактерно. Дело в том, что большинство женщин, вышедших замуж в советское время, сами были далеки от веры и в силу этой причины и детей, не говоря уже о мужьях, не смогли приобщить к Православию. Думаю, что отрыв от церковной традиции способствует более быстрой ассимиляции и утере культурных корней, языка. Судьба русских на Кубе тому подтверждение. Дети во втором поколении, как правило, уже не владеют русским языком или знают его очень слабо. Да и подав­ляющее большинство детей от смешанных браков давно покинуло страну в поисках лучшей доли. При этом кубинцы толерантны в вопросах религии: если супруга желает исповедовать Православие или приобщать детей к вере, никаких препятствий со стороны мужа-кубинца не последует.

— С нашими соотечественниками, кто пока не ходит в храм, ведется какая-то миссионерская и катехизаторская работа? Есть ли занятия для детей, для молодежи?

Как правило, это совместные культурные проекты с Россотрудничеством и Координационным советом российских соотечественников.До пандемии при храме действовали библейские курсы, проводились занятия по изучению русского и испанского языков. В настоящее время после богослужений, как правило, прихожане не расходятся, за чашкой кофе читаем и обсуждаем различные тексты как православного, так и общекультурного характера.Прошлым Великим постом после службы с большим интересом читали переведенную на испанский язык книгу «Несвятые святые» архимандрита Тихона (Шевкунова), ныне мит­рополита Псковского и Порховского.Поле для миссии

— Какой процент от общего количества проживающих на Кубе русских и граждан бывшего СССР составляют православные?

Трудно сказать. Определенная часть из них относит себя к православной традиции. Но в богослужении участвуют лишь проживающие в Гаване. Добираться из других провинций в столицу из-за удаленности и непрекращающихся проблем с транспортом и топливом сложно, к тому же многие наши соотечественники советской волны — люди преклонного возраста. Часть их вообще не религиозные люди, а часть состоят в различных протестантских церквах. Особенно активна на Кубе деятельность русскоязычной евангелической церкви «Живой поток» (Living Stream Church). Пасторы этой церкви часто посещают Кубу и проводят масштабные миссионерские конференции. Их влияние на Кубе с каждым годом растет и становится все более заметным. На конференциях российских соотечественников часто можно услышать обеспокоенность и тревогу людей из кубинских провинций из-за неоднозначного, по их мнению, влияния на жизнь и деятельность русскоязычных общин протестантских организаций.

— Что, на ваш взгляд, надо сделать, чтобы катехизаторская работа увенчалась успехом?

Безусловно, можно было бы вести более активную катехизаторскую, просветительскую, социальную деятельность, но для этого нужны совершенно другие ресурсы как кадровые, так и финансовые. К сожалению, рассчитывать на спонсоров или попечителей для миссионерской деятельности на Кубе не приходится. А поле для деятельности, конечно, есть.

Сколько Крещений у вас в год? Бывают ли случаи, когда приходится отказывать в этом таинстве?

В доковидное время число православных постоянно росло, и в среднем у нас было около двадцати Крещений в год. В 2022 году меньше — всего десять. При этом большинство новообращенных — дети. Да, иногда приходится и отказывать в таинстве — чаще всего приверженцам африканских культов. Исторически сложилось, что всех привозимых из Африки рабов крестили, и со временем Крещение стало восприниматься ими самими как обязательный элемент их собственной религиозной культуры и обрядов, которые они тайно продолжали практиковать. В результате на Кубе сохранился ряд самостоятельных африканских традиций, которые сейчас переживают свое интенсивное возрождение. Взаимоотношение африканской религиозности и христианства — очень сложная тема. Бывает, что в храм кто-то обращается за Крещением без намерения в дальнейшем стать членом приходской общины, равно как и не отдавая себе отчета в различиях между православием и католицизмом. Таким людям большей частью советуем определиться, предлагаем больше узнать о нашей вере.

— С теми, кто собирается принять Крещение, ведете огласительные беседы? Насколько серьезно сами кубинцы относятся к подготовке к Крещению?

Постоянных огласительных бесед при храме нет из-за отсутствия катехуменов. Однако до и во время Крещения стараюсь в своей проповеди разъяснить смысл и значение таинства. Проповедь произношу на русском, но она сопровождается качественным синхронным переводом. Бывает, что во время проповеди непроизвольно перехожу на испанский, изредка предлагаю прослушать готовые проповеди чужого авторства на испанском, сопровождая чтение соответствующими комментариями. Взрослых кубинцев крестим уже после фактического приобщения их к жизни нашей общины. В этом случае не менее чем трехмесячное ежевоскресное посещение служб, слушание Священного Писания и соответствующих проповедей служит для таких людей катехизацией.

— Бывают ли венчания, отпевания?

Первые три года моего служения в Гаване можно назвать венчальными. С определенной частотой Кубу посещали пары из разных стран с целью венчания и последующего проведения здесь медового месяца. Потом свои коррективы внесла пандемия. Последние единичные венчания — дети наших соотечественников, командированные и одна сербская пара.Первая моя треба по приезде на Кубу оказалась отпеванием священника. Через несколько дней после моего приезда скончался протоиерей Иулио Домингес Гарсиа, первый священнослужитель Русской Православной Церкви из числа кубинцев, рукоположенный еще в 1971 году архиепископом Харьковским и Богодуховским Никодимом (Руснаком), экзархом Патриарха Московского и всея Руси в Центральной и Южной Америке. Можно сказать, что с его рукоположения берет начало каноническое присутствие Русской Православной Церкви на Кубе. Мне не удалось с ним познакомиться, но Господь судил мне проводить его в последний путь.

— Насколько многочисленны греческие приходы на Кубе? Известно ли что-то кубинцам про раскол?

На Кубе есть три немноголюдных прихода Константинопольского Патриархата (в Гаване, Ольгине и Ранчуэло), входящих в состав Мексиканской митрополии, территория которой охватывает страны Центральной Америки, Колумбии, Венесуэлы и Карибских островов. Гаванский приход Константинопольской Церкви во имя святителя Николая расположен по соседству с нами. Несмотря на их принадлежность Константинопольской Церкви, приход полностью состоит из кубинцев, и службы у них проводятся преимущественно на испанском языке. Все духовенство — тоже из местных жителей, со всеми мы поддерживаем доброжелательные отношения на личном уровне, но евхаристическое общение и сослужение с некоторых пор по понят­ным причинам стало невозможным. В целом их прихожане далеки от темы церковных нестроений на Украине, но духовенство, конечно, в курсе основных событий.

Вдали от Родины

— Какие достопримечательные места на Кубе было бы интересно посетить православному человеку?

Я бы советовал побывать в Эль-Ринконе. Это городок в западной части гаванского пригорода, где находится Сантуарио-де-Сан-­Лазаро (церковь святого Лазаря), — католический храм, построенный рядом с госпиталем для больных проказой и иными кожными инфекциями.К 17 декабря, дню святого Лазаря, очень почитаемого в этой стране, со всего острова сюда стекаются десятки тысяч паломников, чтобы помолиться святому об исцелении себя, своих близких или поблагодарить за выздоровление. Многие преодолевают путь до храма в десятки и сотни километров на коленях или пешком.Гаванское кладбище Колон, оно же кладбище имени Христофора Колумба, является национальным памятником Кубы, главный вход которого увенчан скульптурными образами трех добродетелей — веры, надежды и милосердия. Самая посещаемая гробница — это так называемая Ла-Милагроса-де-Куба (Чудотворица), где похоронена молодая аристократка Амелия Гойри. Кубинцы к ней обращаются как к местночтимой святой с молитвами об успешном разрешении родов, о здоровье младенцев и с другими просьбами.Здесь же на кладбище при желании можно посетить могилу Алехо Карпентьера, классика кубинской литературы, мать которого была русской, дальней родственницей поэта Константина Бальмонта. А также могилу Хосе Рауля Капабланки — кубинского чемпиона мира по шахматам.Интересной и незабываемой будет поездка в базилику Девы Марии в шахтерском городке Эль-Кобре в восточной части острова, вблизи первой столицы Сантьяго-де-Куба. Здесь хранится национальная святыня — чудотворная статуэтка Девы Марии Милосердной. По своему духовному и символическому значению для исторической судьбы Кубы ее можно сопоставить с нашей Казанской иконой Божией Матери.

— Ощущаете ли вы, живя на Кубе, оторванность от жизни нашей Церкви? В России много возможностей общения между священниками, а вас кто поддерживает?

Оторванности от общей жизни Церкви не чувствую, но отдаленность все же сказывается. Многие вопросы приходится решать самостоятельно, и это накладывает на пребывающего здесь священника большую ответственность.Кубу не часто посещают наши священно­служители, поэтому редкие встречи с собратьями по алтарю — это всегда большая радость для меня.Современные технологии позволяют поддерживать связь с друзьями в России и других странах, но это не может заменить полноценного живого общения. Что касается поддержки, то без нее деятельность нашего прихода была бы просто невозможна. Впрочем, похоже, что в таком же положении находятся практически все христианские религиозные организации на Кубе. Внешняя материальная помощь играет важную роль в деятельности большинства из них.

— А сами поддерживаете кого-то из миссионеров в соседних регионах? Есть проблемы и вопросы, общие для всех проповедников, которые приходится решать сообща? Каким вашим опытом вы могли бы поделиться с другими через наш журнал?

Ближайший православный приход Московского Патриархата находится в соседней Доминиканской Республике, но прямого сообщения между островами нет. Добираться надо через Панаму или Мексику. Кстати, доминиканский приход аналогично нашему посвящен Казанской иконе и находится в составе РПЦЗ.Говоря об общих проблемах миссии в современном мире, я бы условно выделил две стратегии, обратив внимание на различие подходов и, как следствие, на разные результаты трудов. Первая заключается в прямой проповеди о Христе, призыве к людям обратиться к Богу через веру в Него, воплотившегося, распятого и воск­ресшего. В этом случае мы часто непроизвольно предлагаем людям христианскую веру в том виде, который определен многовековой практикой миссионерства. В рамках такой лобовой атаки мало учитывается уровень и характер культуры того или иного общества, она выносится за скобки, и взамен создается параллельный мир: есть я и есть верующие люди, но мне до них как до Луны, потому что у них все другое, незнакомое мне.Другая стратегия заключается во внесении евангельских идеалов в текущую культурную ткань в качестве закваски. Но это возможно, когда проповедник хорошо ориентируется в актуальных философских, литературных тенденциях, то есть в культурной жизни в целом. Эта деятельность не рассчитана на сиюминутный эффект, на обращение здесь и сейчас конкретных людей к Богу, принятие ими Крещения и вступление в приходскую общину. Это долгосрочный план, и, помимо терпения и упования на милость и Промысл Божий, он требует уважительного отношения к человеческому творчеству. Плоды его будут в будущем, но появятся обязательно. Поэтому не унываю и надеюсь на лучшее. Свою задачу на Кубе помимо окормления паствы вижу и в том, чтобы Православие стало еще одним идейным и духовным источником культурной и интеллектуальной жизни страны, стало питать кубинскую культуру, служило бы местным жителям опорой в поиске образа будущего.

СПРАВКА

Храм Казанской иконы Божией Матери построен в Гаване по проекту российского архитектора Алексея Воронцова. Строительство началось 14 ноября 2004 года по инициативе команданте Фиделя Кастро. Он «предложил построить собор Русской Православной Церкви в столице Кубы как памятник российско-кубинской дружбе» на средства кубинского государства. Закладной камень освятил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне Патриарх Московский и всея Руси). Из Москвы привезли купола, иконостас и церковную утварь. Регулярные богослужения начались в храме в марте 2008 года.Высота церкви — около 30 метров, в ней одновременно могут молиться более 500 человек. Внутри установлен трехъярусный иконостас, храм пока не расписан. Святыни: ковчег с мощами Киево-Печерских святых, в том числе преподобного Илии Муромца, икона преподобного Серафима Саровского с частицей его мощей, а также ковчег с частицей преподобного Сергия Радонежского, икона праведного адмирала Феодора Ушакова с частицей его мундира. Особую ценность для прихожан имеет икона святых равноапостольных Константина и Елены, которая стояла в одноименной самой первой православной церкви на Кубе. При храме имеется баптистерий и трапезная на цокольном этаже. Рядом построен дом причта. Первый этаж занимает библиотечный фонд, класс для занятий русским языком и выставочные комнаты. В здании находятся помещения для проживания священника и гостей.

История русской православной общины на Кубе Впервые русские путешественники побывали на Кубе в 1782 году1. После Октябрьской революции на острове нашли пристанище эмигранты из России, которые создали первую русскую православную общину

2. Ее окормляли греческие клирики Константинопольского Патриархата, приезжавшие на остров из Мексики. В отсутствие своего храма богослужения проводились в доме бывшего полковника Российской царской армии Вячеслава Гуляева в гаванском районе Палатино.Свой храм во имя святых равноапостольных Константина и Елены у общины появился только в 1958 году благодаря инициативе консула Греции на Кубе г-на Георгиоса Хадгелиоса. Средства на него жертвовали не только русские, но и греки, ливанцы, кубинцы. После революции 1959 года и смены политической власти в стране клирики из Мексики больше не смогли приезжать на Кубу. В ноябре 1964 года в жизни русской православной общины произошло важное событие: она получила официальную регистрацию в качестве общественной организации — Ассоциации православных христиан Кубы (далее Ассоциация). Однако, несмотря на все попытки найти постоянного священника и добиться церковно-канонического статуса, поддержки ни в Константинопольской, ни в Антиохийской Православных Церквах найти не удалось.Вскоре президентом Ассоциации стал ее бывший секретарь Хулио Домингес Гарсиа. Ассоциация вошла в Совет церквей на Кубе, а Хулио Домингеса избрали исполнительным секретарем Совета и главным редактором его печатного органа — журнала «Послание» (Mensaje).После обращения общины в Русскую Православную Церковь (ранее этому препятствовали представители русской белогвардейской эмиграции) на Кубу в мае 1971 года прибыл архиепископ Харьковский и Богодуховский Никодим (Руснак), экзарх Патриарха Московского и всея Руси в Центральной и Южной Америке. Он освятил храм во имя святых Константина и Елены, а также рукоположил двух кубинцев в священный сан. Хулио Домингес Гарсиа по просьбе общины был посвящен во пресвитера, а Роберто Руис Фернандес — во диакона.Именно с этого момента берет свое начало каноническое присутствие Русской Православной Церкви на Кубе. Однако в 1977 году архиепископ Никодим был освобожден от своей должности, и молодые кубинские священно­служители, не имевшие духовного образования и навыков совершения богослужений, фактически оказались предоставлены сами себе. В 1979 году храм святых Константина и Елены в связи с «аварийным состоянием» был закрыт, а православная община распалась на несколько групп. До 1984 года храм пустовал, а позже Министерством культуры был передан молодежной театральной студии Buen dia. Группа верующих еще какое-то время собиралась на квартире отца Хулио для молитвы, но по существу приход перестал существовать.Тем не менее в сердцах православных верующих жила надежда на возобновление приходской жизни, и в начале 1990-х годов они попросили российское посольство на Кубе и кубинскую Ассоциацию советских граждан обратиться в Московскую Патриархию с предложением возобновить деятельность православного прихода на Острове свободы. В результате визита на Кубу в июле 1998 года председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (ныне Святейшего Патриарха Московского и всея Руси) была достигнута предварительная договоренность об учреждении в Гаване православного прихода.В этом же году в Панаме был учрежден приход Московского Патриархата в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Его настоятель архимандрит Товия (Глазырин) стал осуществлять пастырскую заботу о соотечественниках на Кубе. В 2001 году кубинские власти дали разрешение на полугодичное пребывание в стране священника Русской Церкви. В ноябре 2001 года в Гавану был командирован иеромонах Маркелл (Фанышев).Регулярные богослужения проводились в помещении российского торгового представительства. В ноябре 2004 года митрополит Кирилл вновь побывал на Кубе. Состоялась его встреча с лидером Кубинской революции Фиделем Кастро, на которой команданте поддержал идею сооружения русской православной церкви, в частности, отметив: «Мы не должны забывать подвига советских людей, которые так много сил и средств отдали когда-то Кубе. В память об этих жертвах, в память о том, что люди делали для нас, отрывая от себя, мы возведем этот храм на свои деньги…» Более того, процесс строительства он взял под личный контроль, пообещав быть «комиссаром этой стройки».Четырнадцатого ноября 2004 года в историческом районе Гаваны состоялся крестный ход. Вместе с русскими архиереями и священниками, духовенством Константинопольского Патриархата, российскими дипломатами, кубинскими гостями и прихожанами митрополит Кирилл крестным ходом прошел до места, где планировалось воздвигнуть русскую церковь. Отслужив молебен, будущий Предстоятель Русской Православной Церкви заложил капсулу с грамотой, подписанную Фиделем Кастро и митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, в фундамент будущего храма Казанской Божией Матери. Через четыре года, 19 октября 2008 года, митрополит Кирилл в сослужении сонма архипастырей и пастырей Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви возглавил чин великого освящения храма.В настоящее время русскоязычное сообщество Кубы составляет около двух тысяч человек. Это граждане России, а также выходцы из бывших республик Советского Союза.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Российское общество дружбы с Кубой.

2 https://pravoslavie.ru/44589.html

Хуан Ортис:

МЕНЯ ПОКОРИЛ СИМВОЛИЗМ БОГОСЛУЖЕНИЯ И ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК

Мне 45 лет, живу в Гаване, по образованию я химик и работаю в фармакологической индустрии Кубы. Мои родители — католики,я тоже с рождения был крещен в католической вере и большую часть жизни ходил на службы в костел. Причем старался не пропускать ниодной праздничной и воскресной службы. Но в какой-то момент я почувствовал, что моя духовная жизнь утратила свою сакральность,в ней возник какой-то застой, пропало что-то главное, что прежде наполняло мое сердце на богослужении радостью и полнотой переживания Божиего присутствия. С этого момента начался мой духовный поиск. Так, бродя по Старой Гаване, я однажды зашел в русский Казанский храм и вдруг всем своим существом ощутил себя как будто дома и понял, что мои поиски, наверное, подходят к концу. Это внутреннее переживание было настолько сильным, что мне сразу же захотелось больше узнать о Православии, о святых отцах и истории Церкви в России. Я нашел в интернете духовную православную литературу, к счастью, переведенную на испанский, и начал читать с большим интересом. И чем больше я изучал труды святых отцов — Иоанна Златоуста, Василия Великого, Иоанна Кронштадтского, Игнатия (Брянчанинова) (его труды люблю читать больше всего), тем сильнее убеждался, что сделал правильный выбор. Меня иногда спрашивали, почему именно православный храм так привлек меня, если по-русски я не понимал ни слова, ведь в Гаване есть храм Константинопольского Патриархата,где служат на испанском и все прихожане — мои соотечественники, кубинцы. Да, я заходил туда тоже, но почему-то в моем сердце ничегоне отозвалось.Конечно, моим родителям не понравилось, что я обратился в Православие, но постепенно они смирились. А вот семья бывшей жены до сих пор не может это принять, потому что видит в этом угрозу для семьи в целом, не знаю почему. Оба моих сына — католики, но считают мой переход в Православие моим личным делом. Друзья, с кем мы вместе посещали католический храм, не видят разницы между католичеством и православием, поэтому им все равно.Таким образом, я начал ходить на богослужения в Казанский храм. Нельзя сказать, что я ничего не понимал, ведь описание православной Литургии есть и на испанском языке. С другой стороны, меня покорил символизмбогослужения и церковнославянский язык. А когда я что-то не понимал, то просто углублялся в свою молитву. К счастью, в некоторых местах богослужение у нас идет параллельно на испанском и на русском. Я служу в храме чтецом и начал учить русский язык. А пока с отцом Саввой и прихожанами общаюсь на испанском и английском, и ничего, мы понимаем друг друга. Если говорить о переменах в моей жизни, то у меня есть глубокое убеждение, что я пережил пробуждение в духовном смысле. Постепенно мирские проблемы стали отходить на второй план, а на первое место вышла духовная жизнь. До перехода в Православие все было наоборот. Быть православным христианином — это для меня значит жить благочестивой жизнью с верой во Христа.

Автор — Алексей Реутский.

Источник

Читайте также

«Татар-информ» запускает цикл видеоподкастов на православные темы Руководитель миссионерского отдела Казанской епархии иерей Александр Ермолин ответит на самые распространённые вопросы или развенчает...
Рождественский праздник в миссионерском храме Песнопения и колядки на 8 языках мира в минувшее воскресенье, 14 января, услышали прихожане и гости храма святителя Николая Мирликийского...
Состоялся семинар по практическому миссионерству 28 ноября в рамках «Рождественских Чтений Невского района» состоялся семинар по практической миссии с помощниками настоятелей по...
Миссионерская беседа в Брянском государственном технологическом университете 3 ноября в Политехническом колледже БГТУ в преддверии праздника состоялась беседа-лекция руководителя Брянского епархиального Отдела...
Наверх