Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии в храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне
7 июля 2010 года, в праздник Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне и Божественную литургию в обновленном храме. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к его участникам с Первосвятительским словом.
Ваше Преосвященство, владыка Игнатий! Дорогие отцы, братья и сестры!
Радуюсь возможности в день, когда мы празднуем юбилей сего храма, когда мы задумываемся о его многовековой истории, когда он являет нам свою первозданную красоту после прекрасно проведенных реставрационных работ, совершить вместе с вами Божественную литургию, действительно вспомнить историю этого святого места Первопрестольного града, помолиться о Москве, о Церкви нашей и о всех вас, кто с верой приходит под сень сего святого храма.
Сегодня на Божественной литургии мы прочитали апостольское послание к Римлянам, услышали слова, помогающие нам многое понять и выстроить разумно и спасительно свои отношения с окружающим нас миром. Собственно говоря, мы строим и восстанавливаем храмы именно для того, чтобы люди через молитву, через приобщение к благодати Божией научились искусству жизни, научились мудрости житейской, открыли для себя нечто такое, что способно изменить жизнь, наполнить ее подлинным содержанием, непреходящим смыслом, радостью о Господе.
И сегодня в послании к Римлянам Господь как бы приоткрывает для нас тайну человеческого благополучия, тайну человеческого счастья. Апостол обращается к римлянам, которые были людьми состоятельными и часто очень невоздержанными, потому что жили они в условиях богатейшего столичного города, с огромным количеством развлечений, с пиршествами, роскошью и комфортом, и очень дорожили подобным стилем жизни. А для того чтобы наполнить этот стиль жизни неким содержанием, они занимались искусствами — с тем, чтобы хоть что-то волновало душу, ибо силы богатых жителей Рима были в основном направлены на нечто совсем другое. И вот, обращаясь к римским христианам, апостол говорит: Облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа (Рим. 13, 14). Не в ваши мягкие туники, не в ваши благовония, не в ваш жизненный комфорт — облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа.
А для чего же нужно облечься во Христа? И здесь же апостол говорит: чтобы попечение о плоти не превратилось в служение похоти. Одна эта фраза стоит тысячи философских томов. Одна эта фраза помогает расставить все приоритеты человеческой жизни, выстроить баланс, определить, что главное, что второстепенное. Апостол призывает богатых жителей Рима жить так, чтобы, не оставляя попечения о плоти, не служить похоти. Попечение о плоти — это непременное условие существования человека. Можно сказать, что в каких-то условиях и при каких-то обстоятельствах попечение о плоти есть нечто такое, что связано с самим выживанием человека. Ведь Господь создал нас такими, что мы должны питаться, отдыхать, одеваться, получать образование — это Его замысел. Он мог бы создать человека совсем другим — так, что было бы не нужно думать о поддержании физической жизни или, по крайней мере, думать совсем немного. Но Господь облек нас именно в эту плоть, дал нам именно эти человеческие силы, которые нуждаются в восполнении, в поддержании. Потому апостол и говорит о необходимости нести попечение о своей физической жизни.
Иногда задают вопрос священнослужителям: грех ли поехать в отпуск? Грех ли приобрести тот или иной предмет? Грех ли пригласить людей на праздники и угостить их? Все из перечисленного может быть и грехом, и святым делом. Все зависит от того, что происходит в нашем сердце: если попечение о плоти мы превращаем в служение похоти, мы погибаем.
А что же такое похоть? Похоть — это господство материального начала в человеке над душой. Когда все помыслы сводятся к материальному началу, когда забота о материальной стороне жизни становится доминирующей, когда все остальное из жизни исторгается, когда и радость, и скорбь — только в материальной плоскости, когда человек ни о чем не думает, как только о том, чтобы иметь больше материальных средств, больше тратить, получать больше удовольствий.
Мир идет сегодня по этому страшному пути, создавая цивилизацию похоти, а значит, греховную цивилизацию, превращая похоть в идеал жизни. Какие еще древние римляне? Да они аскеты на фоне того, что сейчас происходит, в том числе и в нашей стране. Вот Господь и предостерегает нас от этого образа жизни. Он не говорит нам: отказывайтесь от зарплаты, не ищите материальных средств, не покупайте одежду, не стройте дома, не покупайте машину, не ездите в отпуск, не обращайтесь к врачу, не получайте образования. Ничего этого вы не найдете в Слове Божием. Он говорит о попечении о плоти, только предостерегает словами апостола, чтобы это попечение не стало угождением плоти, служением похоти человеческой.
Это величайшая мысль. Тот, кто находит правильный баланс между духовным и материальным, становится человеком счастливым, внутренне богатым, очень сильным. Такого человека не сокрушают какие-то временные материальные трудности, неудачи, сложности с карьерным продвижением. Такой человек способен разумом своим, силой духа своего управлять собственной жизнью. Нужно, чтобы эти замечательные слова апостола сегодня знали в каждом доме — и дети, и люди среднего возраста, и даже люди пожилые. А легко или трудно не изменить попечение о плоти на угождение похоти? Легко, если мы подключаем к принятию решений разум. Если мы живем не в подчинении своим инстинктам, если мы можем управлять своим поведением, прилагая силу духа и молитву, — тогда легко. Но если нет господства разума над плотью, силы духа — над инстинктивным влечением, тогда мы становимся легкой добычей страстей, тогда ничто не может остановить нас, тогда попечение о плоти превращается в угождение похоти.
Мы строим Божии храмы, восстанавливаем старые. Наверное, неслучайно все это совпало с нынешним этапом исторического развития нашего Отечества. Еще двадцать лет назад мои слова могли бы встретить у людей законное недоумение: «Какая уж там похоть — и так денег ни на что не хватает». Наверное, и сегодня кто-то скажет так же; но очень большáя, если не бóльшая часть нашего народа уже стоит перед этим выбором: попечение о плоти или служение похоти. Поэтому очень важно, чтобы сегодня храмы становились местом молитвы, духовного размышления, духовного возрастания нашего народа. Тогда никакие соблазны не помешают нам сохранить идеалы Святой Руси — те самые идеалы, которые подвигали народ наш на великие подвиги; те идеалы, которые вдохновляли людей на строительство храмов, на созидание Святой Руси.
Я хотел бы от всего сердца пожелать Вам, владыка Игнатий, клиру сего святого храма, всем прихожанам, всем, кто сегодня слышит меня, помощи Божией в устроении своей жизни. Пусть Божественная мудрость, несущая нам весть о спасении, полагается в основу нашего человеческого выбора, выбора пути, выбора идеалов. И верим, что тогда милость Божия будет приклонена к каждому из нас и к народу нашему. И плоть наша страдать не будет, ибо попечение о ней также предусмотрено Божиим замыслом о мире и человеке. Дай Бог, чтобы Господь давал нам всем силы идти тем путем, к которому Он нас призывает.
В память о сегодняшнем богослужении и о юбилее сего святого храма я хотел бы вручить Вам, владыка, этот образ Спасителя. Пусть Он Своим перстом поможет каждому из нас определить свое место в жизни и избрать спасительный жизненный путь. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Материал взят с сайта: Патриархия.ру Проповеди