Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии в Иосифо-Волоцком монастыре

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии в Иосифо-Волоцком монастыре

31 октября 2009 года, в праздник обретения мощей преподобного Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь. По окончании Божественной литургии в Успенском соборе обители Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Ваше Высокопреподобие, отец игумен, дорогие владыки, отцы, братия и сестры!

Сегодня великий день. Мы вспоминаем память святого преподобного Иосифа Волоцкого — в день, когда одновременно празднуем 530-летие основания на этом святом месте обители и 20-летие ее возрождения.

Иосиф Волоцкий — это человек огромной силы духа, большого мужества, крепкой веры, несгибаемой воли. Он жил в очень непростое время — XV и начало XVI века. Это, с одной стороны, время собирания Руси, образование единого Русского государства из разрозненных феодальных княжеств; это несомненное возвышение страны, а вместе с ней и Церкви, ее роли в жизни народа; несомненное укрепление роли России в Европе и в тогдашнем мире. Преподобный Иосиф прекрасно понимал значение тех событий, которые происходили в стране. Но понимал он также и то, что всякое возвышение страны и Церкви непременно получает сопротивление от врага рода человеческого и от внешних противников, ибо, как гласит древняя восточная пословица, «камнями бросают по тому дереву, на котором плоды». И когда плоды Русской Церкви стали очевидными, когда ее влияние на народ, на жизнь тогдашней Европы стало очевидным, тогда и возвысили свой голос хулители, еретики, которые пытались поколебать духовный авторитет Церкви.

Преподобный Иосиф мужественно выступил в борьбе с теми, кто лжеучением пытался разрушить внутреннее единство Церкви и поколебать высокий духовный авторитет наследия Христова в народе нашем. До сих пор не смолкают споры в отношении роли преподобного Иосифа. Некоторые считают, что его борьба с ересью была неправильной, некоторые считают, что его стремление укрепить материальную основу церковной жизни было неверным, некоторые — и в то время, и доныне — обвиняют преподобного Иосифа в стяжательстве только потому, что он был глубоко убежден в необходимости для Церкви привлекать в том числе и материальные ресурсы, чтобы передавать их народу.

Преподобный видел в Церкви замечательный инструмент передачи народных богатств от богатых бедным. Как сказали бы сегодня экономисты, он видел в Церкви инструмент перераспределения материальных благ и считал, что именно Церковь может взять от богатых и передать бедным. А потому всякие обвинения преподобного Иосифа в стяжательстве — это надуманные обвинения.

В этом храме мы видим его вериги. Этот человек носил на себе многокилограммовые железные цепи и кресты. Устав Свято-Успенской обители, в которой мы находимся, был почти самым строгим на Руси. Многие не выдерживали строгости этого устава. Достаточно сказать, что преподобный Иосиф завел обычай, который ограничивал иноков даже в том, чтобы иметь какие-то вещи в своей комнате. Разрешалось только самое необходимое — иконы и книги; все остальное не должно было находиться в келиях. Питались иноки общежительно в трапезной один раз в сутки. Современному человеку даже трудно представить, как преподобный Иосиф настаивал на том, чтобы каждый инок 1500 раз в день произносил Иисусову молитву и 300 раз обращался к Богоматери. Помимо уставных богослужений, каждый инок читал в день по четыре кафизмы в своей келии.

Это устроение монастыря, в котором так энергично развивалась духовная жизнь, свидетельствовало о подлинных целеустремлениях преподобного Иосифа и его братии. А куда же шли средства? В этой самой обители, где мы находимся, была учреждена одна из первых на Руси духовных школ. Здесь был приют для сирот. Бывали дни, когда обитель кормила до 700 бедных людей бесплатно. Здесь же могло быть совершено погребение человека, у которого не было ничего за душой. Преподобный Иосиф особенно требовал, чтобы бедных людей погребали монахи, отдавая им часть своего сердца и свою молитву, согревая их и, может быть, их родных и близких, таких же несчастных, своей молитвой, своей заботой и своей любовью. Образ жизни преподобного, его мысли, его слова, но особенно его дела были ярким свидетельством того, что все эти нападки, все эти обвинения были направлены на то, чтобы поколебать духовный авторитет не только преподобного, но и Церкви Божией, который отстаивал с такой силой святой Иосиф, Волоцкий чудотворец.

Много было сказано неправедных слов, но эти неправедные слова не смогли поколебать веру нашего народа в святость жизни преподобного — не смогли поколебать потому, что многие чудеса были совершены здесь, у его гробницы, по молитвам людей, которые приходили в эту обитель.

Преподобный Иосиф войдет в историю нашего народа как великий церковный муж, прозревавший многие опасности тогдашней общественной жизни, сознававший важность церковного служения и употреблявший все силы на то, чтобы дело Божие множилось и расширялось. И потому память о нем так бережно сохраняет Церковь, вознося ему сегодня молитвы, памятуя о подвигах его личной монашеской жизни, но также и о подвигах его церковно-общественного служения.

Я хотел бы особенно сердечно приветствовать отца наместника, игумена Сергия, и братию святой обители. Двадцать лет назад усилиями покойного владыки митрополита Питирима обитель была открыта и в ней началась монашеская жизнь. По стечению разных обстоятельств восстановление обители не было осуществлено так скоро, как того бы хотелось, и потому особая ответственность сегодня лежит на всех нас — содействовать скорейшему завершению восстановительных работ в этой твердыне русского Православия, в этом монастыре, отмеченном подвигами святого преподобного Иосифа и его собратии.

Я хотел бы от всего сердца пожелать Вам, отец Сергий, братии, членам попечительского совета, всем жертвователям, всем, кто трудится для восстановления обители, помощи Божией, дабы Господь приклонил Свою милость к тем, кто своими трудами и жертвами старается восстановить первозданный облик этого святого монастыря.

В память о посещении обители я хотел бы преподнести этот образ Спасителя с памятной надписью. Пусть Сам Господь Вседержитель помогает братии монастыря нести свое монашеское служение. Бóльшая часть вашего внимания и ваших сил уходит сегодня на восстановление этой обители, и это правильно. Но нужно помнить, что духовное дело тоже никогда нельзя начинать со следующей недели, или после праздника, или со следующего года, или после того, как последний гвоздь будет вбит в стену восстанавливаемого здания. Духовная жизнь должна идти параллельно, и, может быть, чем больше усилий требует восстановление обители, тем больше молитв и подвигов должна принимать на себя монашеская братия, потому что успех того, что совершается в Церкви — это не успех плоти и крови, это успех Духа. Потому что именно Дух Божий, как говорит апостол Павел во втором послании к Коринфянам, которое мы все сегодня слышали во время Божественной литургии, и делает человека свободным (см. 2 Кор. 3:17).

Эти удивительные слова особым образом звучат в обители. Казалось бы, монах приходит в обитель, чтобы подчинить себя многим законам, правилам и постановлениям; он ограничивает свою жизнь жизнью монастыря. Многие люди, не имеющие духовного опыта, понять не могут, как человек добровольно ограничивает свою свободу. На самом же деле именно в монашеском подвиге раскрывается подлинная суть свободы. Дух Божий делает человека свободным. Человек свободен тогда, когда он живет в Божием Духе и когда он не зависит от внешних обстоятельств. Можно находиться в заключении, в изгнании — и быть свободным. И мы хорошо знаем, как человек теряет свободу, когда отдает свою жизнь страсти, когда страсть заслоняет глаза, когда человек начинает жить по закону греха, порабощая себя этому закону. Обычно эти люди, потерявшие подлинную свободу, более всего говорят о необходимости свободы, не прозревая и не понимая сути того, чтó есть свобода человека. Преподобный Иосиф Волоцкий, его собратия, сонм монахов и подвижников дают нам этот удивительный пример человеческой свободы в Божественном Духе.

Вот я и желаю всем, в первую очередь инокам этой святой обители, совершать с усердием свое иноческое служение, не ослабевать в молитве и добрых делах, в борьбе со своими слабостями и пороками, обретая чувство духовной свободы и радости бытия в общении с Господом. И верю, что молитвами святого преподобного Иосифа Господь всех вас укрепит на этом богоугодном пути иноческого служения.

Я хотел бы еще раз приветствовать всех, в первую очередь братьев-архипастырей, духовенство, которое прибыло сегодня в этот день в Свято-Иосифо-Волоцкую обитель, представителей государственной власти, общественности, и всех вас, мои дорогие братья и сестры.

Молитвами святого преподобного и богоносного отца нашего Иосифа, Волоцкого чудотворца, да хранит Господь землю Русскую, Церковь нашу, обитель сию и всех, кто с верой прибегает к имени святого чудотворца земли нашей. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Материал взят с сайта: Патриархия.ру Проповеди

Читайте также

«Татар-информ» запускает цикл видеоподкастов на православные темы Руководитель миссионерского отдела Казанской епархии иерей Александр Ермолин ответит на самые распространённые вопросы или развенчает...
Состоялся семинар по практическому миссионерству 28 ноября в рамках «Рождественских Чтений Невского района» состоялся семинар по практической миссии с помощниками настоятелей по...
Миссионерская беседа в Брянском государственном технологическом университете 3 ноября в Политехническом колледже БГТУ в преддверии праздника состоялась беседа-лекция руководителя Брянского епархиального Отдела...
Продолжается работа над переводом библейских книг Ветхого Завета на якутский язык 20 октября 2023 года прошла рабочая встреча архиепископа Якутского и Ленского Романа с руководителем переводческого отдела Якутской...