Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии в праздник Собора Архистратига Михаила
21 ноября 2010 года, в неделю 26-ю по Пятидесятнице и день Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Архангельском соборе Московского Кремля. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви совершил литию по погибшим в дорожно-транспортных происшествиях, после чего обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.
Всех вас, дорогие Высокопреосвященные и Преосвященные владыки, всечестные отцы, братья и сестры, высокие представители государственной власти, Вооруженных сил России, отцы, братья и сестры, поздравляю с воскресным днем и с праздником святого Архистратига Божиего Михаила.
В сегодняшний день мы молитвенно обращаемся к бесплотным Небесным Силам. Мы не знаем, что это за силы, — Господь нам ничего не открыл, кроме того, что они существуют. У некоторых людей, особенно современных, само упоминание об ангелах вызывает улыбку, потому что вспоминаются святочные рассказы, колыбельные песни, фольклор. Все это так далеко от научного сознания современного образованного человека; и некоторые люди, якобы исходя из своего образования, воспитания, культуры, не могут совместить понятие об ангелах с тем, что они знают о мире.
Совершенно очевидно: Богу было угодно, чтобы эта неведомая сила являлась людям в облике человека. Но никто из нас не знает, что это за сила, какова ее природа. Богу было угодно, чтобы на каждого человека оказывалось влияние этой силы. Мы с доверием относимся к слову Божию, и знаем, что так и есть. Знаем также, что эта сила неоднородна, что в ней присутствует и доброе, и злое начала; и вне зависимости от воли человека доброе и злое начала на него влияют. Когда мы говорим об ангеле-хранителе, мы говорим о той силе, которая призвана нам помогать, защищать нас. Но есть и другая сила, которая пытается нас перетянуть на свою сторону, затуманить нам сознание, сбить с толку, лишить жизненных ориентиров. Эта неведомая брань между добром и злом происходит не только в человеческой истории, не только в нашей повседневной жизни, — это происходит и там, куда сегодня мы не можем проникнуть ни своим сознанием, ни своей волей, ни своими чувствами, ни своими самыми мощными знаниями. От нас это пока сокрыто.
Сегодня за Литургией читалось послание апостола Павла к Ефесянам, где мы находим очень сильные слова: «Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в делах тьмы» (Ефес. 5, 10-11). Каждому человеку надлежит испытывать все то, что приходит к нему извне. Говоря современным языком, каждый призван к тому, чтобы критически оценивать всю поступающую информацию. Мы должны испытывать информационный поток, который обрушивается на сознание современного человека. Мы должны иметь способность отличать добро от зла, а когда отличаем, то не участвовать в делах тьмы.
А ведь мы участвуем. Кто по глупости, по неразумию, потому что «другие так делают». Чаще всего мы так и объясняем свой грех, ссылаясь на то, что сосед, знакомый, коллега или человек, занимающий более высокое положение, так поступает — «а почему я не могу этого делать?» Мы чаще всего оправдываем свои грехи грехами других людей, ведь не хочется признаваться, что ты злодей, что ты делаешь гадкие вещи, что ты совершаешь грех, вот мы и прикрываемся другими, кто якобы грешит еще больше.
А иногда мы участвуем в делах тьмы сознательно: в душе осознаем, что это дело тьмы, но обстоятельства, ложно понятая солидарность заставляют — как же выбиваться из этой группы людей, которая себя так ведет? «Нельзя же быть белой вороной, вот я и живу как они живут». А иногда и совсем сознательно, когда наступает противление Богу, — это сознательное противление Богу именуется хулой на Духа Святаго. Все грехи прощаются, а грех хулы на Духа Святаго не прощается, — но ведь и это совершают люди.
Как же нам не участвовать в делах тьмы? Как нам научиться испытывать, что благоугодно Богу? Конечно, Господь дал нам разум. Он дал нам нравственное чувство, которое отображается в душе голосом совести. Господь дал нам слово Свое — Священное Писание. Разве вспоминаем мы о Священном Писании там, за пределами храма? Выйдем, пойдем по улице — и вот первый же конфликт в транспорте, или с пешеходом, с которым столкнулся неудачно, или с водителем на дороге. Где же наши знания Священного Писания? Они тут же улетучиваются. Кто же наставит нас в момент кризиса, в момент конфликта, в момент противодействия, когда и нужно проявить христианскую способность распознавать духов?
Мы чаще всего бессильны. Людей, которые способны управлять собой, вспоминая о Слове Божием, обращаясь к своей совести, — единицы. Мы называем их святыми людьми. А как же спасаться нам, людям грешным? Вот Бог и дал нам неведомую силу, которая присутствует рядом с нами. Мы называем мир рядом с нами ангельским миром, потому что Сам Бог назвал его так в Слове Своем. А потому в самые трудные моменты жизни нужно обращаться к Богу, к ангелу своему, к этой силе, что присутствует реально в нашем физическом мире, хотя сама эта сила физическому миру не принадлежит, — чтобы Господь через ангела-хранителя помог нам отделить добро от зла, свет от тьмы, испытать то, что благоугодно Богу, и не участвовать в делах тьмы. Это и есть ангельский покров над нами, ангельская защита, ангельское вразумление. И тогда слабости наши и греховность наша и неспособность видеть черное и белое вдруг обращаются в великую способность. Мы обретаем силу духовного зрения, силу разума, силу воли, силу чувств, и грешный и слабый человек становится героем духа. И ведь как много таких примеров: беззаветное служение Отечеству своему, готовность жизнь свою положить за ближних своих, жертвенное служение родным и близким, подвиг на работе, — да разве мало всех этих великих подвигов нашей жизни?
Пусть Господь помогает нам неведомым для нас путем корректировать наше поведение, наши мысли и наши дела. Именно в этом мы и видим величайшее и спасительное значение присутствия ангельского мира в человеческой жизни. А потому и возносим молитвы к святому Архангелу Михаилу и ко всему неведомому для нас, но реальному небесному воинству. И предки наши молились крепко Архангелу Михаилу, особенно тогда, когда вступали в бой, когда защищали Отечество свое, землю свои, святыни свои, родных и близких. И неслучайно, что именно в честь Архангела Михаила был назван этот Кремлевский собор, который до построения Храма Христа Спасителя был кафедральным собором города Москвы. Столица Северной Руси, Российского государства обращала в этом храме свои молитвы к Богу, чтобы Он даровал и победу, и заступление, и помощь через небесное Свое ангельское воинство.
Сегодня, в день памяти святого Архистратига Божиего Михаила, мы вспоминаем всех, кто погиб в дорожно-транспортных происшествиях. Сегодня на наших дорогах и улицах погибает такое количество людей, которое соизмеримо с потерями в войнах. Погибают люди в расцвете сил, наиболее активная часть нашего населения; погибают пешеходы, престарелые люди, дети…
Это обратная сторона греховности нашей цивилизации. Мы создаем машины, мы становимся мощными и сильными, но у нас не хватает ни разума, ни нравственного чувства с ответственностью относиться к той силе, которую человек получает в свои руки. Когда пьяный водитель сбивает на пешеходном перекрестке детей — что это, как не бездна человеческой безответственности? Конечно, дорожно-транспортные происшествия нередко имеют объективные, технические причины: плохие дороги, не всегда исправные транспортные средства. Но в основном — тот самый человеческий фактор, который чаще всего и толкает человека на преступление за рулем, потому что нет сильного нравственного чувства и ответственности.
Мы сегодня молились о том, чтобы Господь принял души убиенных на дорогах людей; но одновременно и о том, чтобы народ наш понял: нельзя друг друга убивать в мирное время, не щадить ни малых детей, ни стариков. Нужно жалеть друг друга, нас не так много осталось на этих огромных евразийских просторах. А ведь сегодня от дорожно-транспортных происшествий погибает людей больше, чем от всех болезней.
Поэтому я обращаюсь и к вам, мои дорогие, кто собрался в этот день, и обращаюсь через телевидение ко всем, кто меня слышит: сегодня проблема безопасности на дорогах — это не только вопросы законодательства, дисциплины, порядка и технического обеспечения. Это нравственная проблема, о которой мы должны громко говорить. И я призываю каждого, кто садится за руль, проникаться этим чувством ответственности. Молитесь перед тем, как садиться за руль. Просите, чтобы Господь помог вам, чтобы Ангел-хранитель был вместе с вами. Никогда не садитесь за руль пьяными, потому что вы принимаете на себя великую ответственность. Используйте все средства защиты, которые обеспечивает сегодня современное техническое оборудование автомобилей; помните, что за рулем не должно быть никакого ухарства. Мы должны проникаться ответственностью и понимать, что нужно беречь и себя, и семью свою, и детей своих, и, самое главное, народ свой нужно беречь.
Я хотел бы приветствовать сегодня в храме Виктора Николаевича Кирьянова, который возглавляет Государственную дорожную инспекцию Российской Федерации, и пожелать Вам и всем Вашим сотрудникам помощи Божией, чтобы вместе с народом, опираясь на институты гражданского общества, на Церковь, вы могли бы изменить ситуацию к лучшему. Пусть Господь помогает Вам, всем Вашим подчиненным и всем нам осознать опасность, которая существует сегодня на улицах.
Я хотел бы также сердечно приветствовать и поздравить руководителей и высоких представителей Российского космического агентства во главе с его директором, а также представителей Военной академии ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого и многих других представителей власти, общественности, монашествующих и всех вас, мои дорогие прихожане, с этим замечательным днем. Пусть святой великий Архистратиг Михаил и все небесное воинство покрывают нас своими невидимыми крылами, помогая отличать добро от зла и помогая устроять жизнь свою по Божиему закону.
Хотел бы сердечно приветствовать наших дорогих владык, приехавших в гости из Грузинской Православной Церкви, — владыку Николая и владыку Андрея. Несмотря на то, что отношения между нашими странами сегодня переживают не самый лучший период, Церкви всегда вместе. Мы молимся вместе как одна семья, и надеемся, что Господь приклонит милость, и единство Православной Церкви послужит причиной и силой, приводящей в действие различные политические механизмы, дабы улучшились отношения между нашими единоверными православными народами.
Еще раз всех вас поздравляю с праздником. Храни вас Господь!
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Материал взят с сайта: Патриархия.ру Проповеди