Поиск

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Воскресенском соборе г. Кызыла

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Воскресенском соборе г. Кызыла

31 августа 2011 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил малое освящение Воскресенского кафедрального собора г. Кызыла. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый владыка Ионафан! Уважаемый Шолбан Валерьевич, высокие представители властей республики, дорогие отцы, братия и сестры!

С совершенно особым чувством я вступил на тувинскую землю. Это центр Азии, сюда никогда не ступала нога Патриарха. Я вступил на землю, где на протяжении последних ста лет тувинцы и русские живут бок о бок, на землю, где бережно сохраняются национальная культура, традиции, обычаи, где сохраняется религиозная жизнь тувинского народа и где одновременно сохраняется религиозная жизнь русского народа. И этот величественный кафедральный собор, построенный при материальной поддержке наших благодетелей, при содействии тувинского правительства, является видимым знаком того, что на этой древней земле мирно живут представители двух традиционных религий нашей страны. По милости Божией между буддистами и православными никогда не было конфликтов. И это неслучайно, потому что две традиционные религии проникнуты духом миротворчества, и никогда не было проявлений агрессии одной религии в отношении другой. Два народа жили в мире, устрояя и благоукрашая эту землю, взаимно обогащая свои традиции и обычаи, формируя общее нравственное пространство.

Я был до глубины души тронут Вашим приветствием, Шолбан Валерьевич, словами, которые Вы сказали, а также приветствием Вашего Высокопреосвященства, особенно упоминанием об окончании перевода Библии на тувинский язык. Действительно, это событие открывает для тувинцев возможность прочитать Книгу жизни, что имеет, помимо чисто религиозного, очень большое духовное значение. Когда мы знаем религиозные установки, религиозные и нравственные требования друг друга, тогда нам легче вступать в диалог — не только в переговоры между специалистами, но и в живой диалог, который на бытовом уровне выражается в мирном взаимодействии и добром сотрудничестве.

В нашей великой стране представлено много национальностей и много религий, но четыре из этих религий мы называем традиционными, потому что эти религии не были нам принесены из-за рубежа — они были всегда. Столько, сколько были тувинцы, была их традиционная религия; столько, сколько были русские, была православная вера. Поэтому мы запрограммированы самой историей на добрые межнациональные и межрелигиозные отношения, и я хотел бы благословить эти отношения, — чтобы живущие в Туве люди, вне зависимости от национальности, чувствовали себя дома, никуда не спешили уезжать и продолжали созидать здесь духовные и материальные ценности. Здесь особый край — даже приземляясь на самолете, видишь эту удивительную красоту, спокойное дыхание гор, величественные просторы, и дай Бог, чтобы люди, живя здесь, чувствовали себя в безопасности, мире, благополучии, чтобы жизнь становилась все более обеспеченной и комфортной, а духовные и религиозные факторы эту совместную жизнь поддерживали.

Обращаясь к православным, моим братьям и сестрам, я хотел бы выразить величайшую радость в связи с тем, что могу видеть вас, видеть ваши просветленные лица и глаза. Я призываю вас сохранить веру, потому что вера связана со способностью человека поступать нравственно. Самое страшное, когда вера разрушается, когда из жизни людей уходит абсолютное мерило истины, потому что, пребывая вне веры, каждый считает, что и он является носителем истины, а тем самым размывается грань между добром и злом. В самом деле, почему человек, если он не верит в высшую Божественную силу и мудрость, должен слушать другого человека? Почему правда другого человека должна быть для него руководящей? И мы знаем, что именно в нашу эпоху происходит размывание границ между добром и злом, потому что многие считают, что они являются носителями абсолютной правды. Отсюда и нравственный упадок, забвение тех жизненно важных принципов, на основе которых только и можно строить благополучную жизнь.

Вера дает нам непоколебимый критерий, твердое видение того, что есть добро и что есть зло. На этом основании и вырастает личная и общественная нравственность, на этом основании формируется понятие справедливости. Удивительным образом: если мы возьмем законодательство большинства стран мира, в том числе нашей Российской Федерации, то вне зависимости от того, является ли оно с юридической точки зрения совершенным или несовершенным, оно привязано к тем самым нравственным нормам, которые порождены религиозной традицией. В некоторых странах сегодня происходит отрыв светского законодательства от духовной традиции народа, и это может повлечь за собой страшные последствия. Поэтому, укрепляя себя в вере, укрепляя в себе религиозное чувство, мы сохраняем себя на узкой жизненной тропинке, которая не всегда идет по ровной земле, но поднимается в горы, и как удержаться на этой тропе, когда справа и слева пропасти! А если еще буря и ветер, как легко сорваться в пропасть и разбиться! Но когда у нас есть нравственный принцип, мы способны идти не только по тропинке, но и по канату над пропастью, и никогда не сорвемся.

Собственно говоря, наша вера и является этой путеводной силой. И, обращаясь к православным людям, я хочу сказать: храните веру православную в своих сердцах. Стройте на основании этой веры свои отношения в семье — между мужем и женой, между родителями детьми; полагайте ее в основание своей общественной деятельности, своего труда. Тогда вы будете иначе жить в обществе, и отношения с другими людьми будут светлыми, мирными, радостными.

Каждый человек сталкивается с трудностями, и нередко бывает так, что трудности ломают человека. Мы знаем, как это происходит: один не выдержал стресса и спился, другой разочаровался в жизни, третий не справился с задачами, которые перед ним стоят, потерял работу, не имеет достаточно средств к существованию… Но жизненные трудности — это испытания, которые нередко Бог нам посылает, чтобы мы могли пройти через них и стать сильнее. Преодолевая любые испытания, мы сохраним самих себя. Мы сохраним себя как личности, сохраним единство нашего общества, нашего народа, сохраним и Тувинскую Республику, и всю великую Россию.

Я хотел бы от всего сердца пожелать также благополучия и процветания нашим буддистским братьям, дабы они, черпая силы в своей традиции, также укрепляли и личную, и общественную нравственность, и чтобы на основании этих нравственных принципов развивались отношения между православными и буддистами, между русскими и тувинцами, между представителями других национальностей. Ибо Господь дает нам возможность жить вместе и поддерживать друг друга, разделять горе и умножать радость.

Я хотел бы призвать благословение Божие на Тувинскую Республику, на власти, на народ. Мое особое пастырское благословение — вам, мои дорогие православные братья и сестры, духовенству, которое здесь находится. Особое слово благодарности я хотел бы выразить Вам, владыка Ионафан. Именно под Вашим архиерейским омофором сегодня созидаются храмы Божии. Особенно я радуюсь тому, что увидел здесь, в Кызыле. Этот дивный кафедральный собор несомненно явится украшением города и станет его достопримечательностью. Но самое главное, этот собор должен быть местом молитвы. Поэтому, обращаясь к православным людям, я говорю: приходите сюда, в храм. Пока не было храма, особенно такого величественного и красивого, вы не ходили в церковь, и не было на вас греха. А если и храм построили, а в храм вы ходить не будете — вот это уже будет грех. Не ленитесь: в воскресенье просыпайтесь, берите своих детей, мужа подтолкните, чтобы тоже не ленился и в храм шел. Это не значит, что всю службу надо стоять — можно прийти, помолиться, свечечку поставить, попросить у Господа помощи в жизни, благословения на семейные отношения, на воспитание детей. И вы увидите, как будет меняться ваше внутреннее состояние, а вместе с ним как будет меняться жизнь. В доказательство правоты моих слов могу привести двухтысячелетнюю традицию Церкви Христовой, более чем тысячелетнюю традицию русского Православия. Этой верой жили наши предки и никогда не были посрамлены, потому что вера дает человеку великую внутреннюю духовную силу. Пусть благословение Божие пребывает над этим прекрасным краем и над всеми вами.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Материал взят с сайта: Патриархия.ру Приветствия и обращения

Читайте также

В Южно-Сахалинске установлен памятник св. равноап. Николаю Японскому 25 августа, по окончании Божественной литургии, на территории Воскресенского собора — первого кафедрального собора Южно-Сахалинской...
Первая литургия на кряшенском языке совершена в Покровском храме с. Тюлячи Казанской епархии 17 августа 2024 года, день обретения мощей праведного Алексия Бортсурманского, в храме Покрова Пресвятой Богородицы села Тюлячи...
Священники-миссионеры рассказали участникам фольклорных праздников о смысле Преображения Господня Многие русские народные праздники имеют церковную основу, которая пренебрегается в современном обществе, а зачастую подменяется...
Миссионерская практика студентов Ярославской духовной семинарии На протяжении нескольких лет воспитанники Ярославской духовной семинарии выезжают летом на миссионерскую практику в разрушенные сельские...
Наверх