Возвращение на Цейлон: о миссии Русской Православной Церкви
Автор статьи – заместитель председателя Синодального миссионерского отдела по внешней миссии иерей Дионисий Гришков – раскрывает перед читателем забытые страницы истории христианства на Шри-Ланке, историю русского православного присутствия на острове в конце XIX – первой половине XX века, а также делится впечатлениями от поездок на остров в январе и апреле текущего года, ознаменовавших возобновление там русской православной миссии.
История Православия на Шри-Ланке
Некоторое время назад на информационных ресурсах Синодального миссионерского отдела сообщалось о миссионерских поездках на Шри-Ланку представителей Отдела. Эти поездки ознаменовали возобновление миссии Русской Православной Церкви на острове. Однако прежде чем рассказать подробно о событиях недавних, предлагаем Вам взглянуть на историю православной миссии на этом острове. Она стоит пристального внимания.
Жители Шри-Ланки считают, что их остров посещал апостол Фома. На Цейлоне есть несколько населенных пунктов, где, согласно местному преданию, проповедовал апостол. Также существует мнение, что после начала гонений в Персии в VI столетии христиане селились в северной части острова. Эта древняя христианская история Шри-Ланки подтверждается результатами археологических раскопок: археологи неоднократно находили древние баптистерии и кресты.
История Православия на Цейлоне (так остров именовался до 1972 г.) началась с появления русской миссии. Первые попытки открытия православной миссии на Цейлоне предпринял в начале ХХ века российский вице-консул В. К. Шнейдер, но его идея не нашла отклика. В секретных донесениях в Министерство иностранных дел в качестве одного из обоснований необходимости открытия миссии В. К. Шнейдер указывал на интерес к православию со стороны так называемых «независимых католиков» Цейлона во главе с епископом Альваресом (Маром Юлиусом I). Они, вопреки Указу папы Льва XIII от 1887 года, признавали зависимость от португальского короля, а не от Ватикана. Католики-раскольники опасались, что их приходы будут захвачены Орденом иезуитов и искали союзников. Однако решение об открытии русской православной миссии на острове принято не было, к тому же спустя некоторое время русское консульство было перенесено в Индию.
В 1938 году племянник епископа и настоятель последней сохранившейся церкви независимых католиков, Иосиф Альварес, вышел на связь с прибывшими на Цейлон представителями Православной духовной миссии архиепископом Нестором (Анисимовым) и архимандритом Нафанаилом (Львовым). Он предложил им принять в дар храм и прилегающий к нему участок земли с садом. Соответствующий договор был оформлен 9 ноября (29 октября) 1938 года. Храм был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы, на регулярной основе проводились богослужения. Однако вскоре архиепископ Нестор вынужден был вернуться на место своего постоянного служения в Харбин. Тем временем иезуиты инициировали против него судебное дело, заявив о незаконном захвате имущества Католической церкви. Суд признал архиепископа Нестора (Анисимова) полноправным владельцем прихода.
Но начавшиеся в декабре 1941 года военные действия Японии против Великобритании и США прервали связь Цейлона, находившегося под властью британцев, с Харбином, оккупированным японцами. Архимандрит Филарет (Вознесенский), назначенный на Цейлон вместо архиепископа Нестора (Анисимова), не смог туда прибыть. Утерянный со временем православный храм Успения Пресвятой Богородицы был обнаружен нами во время первой миссионерской поездки в январе этого года.
В 2019 году житель Шри-Ланки по имени Джайлат (в крещении Макарий) обратился к клирикам Русской Православной Церкви, в частности к иерею Георгию Максимову с просьбой о разъяснении православной веры. Джайлат желал покинуть протестантскую деноминацию Eastern Believers Church, в которой был пастором. Особенность данного протестантского движения заключается в том, что его служители наряду с протестантским используют православный крест, русские иконы (Владимирский образ Божией Матери) и т.д. За несколько лет пастырского служения Джайлат был шокирован тем, что основное молитвенное последование, называемое Литургией, изменялось шесть раз. Это зародило у него сомнение в том, что церковь, к которой он принадлежит, имеет отношение к древнему христианству.
Джайлат покинул эту протестантскую деноминацию, тем самым лишившись как источника дохода, так и паствы. Добывая себе пропитание на самых простых и низкооплачиваемых подработках, он пребывал в тяжелом положении, но не отрекся от своего решения перейти в Православие. В эти годы общение с Джайлатом поддерживал священник Георгий Максимов. Джайлат решил проповедовать Православие самостоятельно. Не являясь священником и не имея помощников, он просто рассказывал о православной вере тем, кто был раньше его протестантской паствой.
В конце 2022 года он вместе с членами своей семьи сподобился Таинства Крещения от священника Русской Православной Церкви иерея Кирилла Шкарбуля. Вскоре и другие местные жители, которым проповедовал Джайлат, попросили о духовном окормлении.
В текущем году Синодальный миссионерский отдел при согласовании с Отделом внешних церковных связей организовал 2 миссионерских поездки на остров.
Знакомство с местными жителями
На участников миссионерских поездок, состоявшихся в январе и апреле текущего года, неизгладимое впечатление произвела искренность веры Макария-Джайлата и его общины. Не имея никакой материальной поддержки или обещаний из России, они самостоятельно решили вопрос с арендой помещения для воскресных молитв мирским чином, обустроили его. На момент нашего приезда ко крещению уже готовились десятки местных жителей, велась активная молодежная работа, проводились занятия воскресной школы, при содействии священника Кирилла Шкарбуля на сингальский язык была переведена обедница и несколько статей о духовной жизни.
При совершении первых служб в январе 2024 года местные верующие достаточно быстро освоили чин Божественной Литургии при том, что большая часть богослужения совершалась на английском языке, который знаком далеко не всем жителям острова. Прихожане пели хором антифоны, «Приидите поклонимся», Трисвятое, Символы веры, «Отче наш», ектении. Остальные песнопения Литургии исполнял певчий из России — студент Общецерковной аспирантуры и докторантуры Павел Есин.
Во время знакомства с верующими г. Курунегала, в январе мы посетили семьи малообеспеченных прихожан, а также тех, кто готовился ко Крещению. Многие ланкийцы живут бедно. Жилища часто не имеют привычных нам удобств, двери и окна завешаны тканью, пища готовится на огне среди кирпичной кладки. Некоторые прихожане живут в удаленных селах среди джунглей в домах из глиняного кирпича с жестяной крышей, окруженных рисовыми и лотосовыми полями, залитыми водой.
Особенно запомнились две семьи. В одной – отец один растит троих детей. Он работает с утра до позднего вечера, за хозяйку дома — старшая дочь, которой всего 11 лет. В другой семье после смерти отца 15-летняя девочка уверовала в Господа Иисуса Христа и стала посещать общину Макария в г. Курунегала для совместной молитвы и занятий в воскресной школе. Поначалу мама-буддистка препятствовала ей, но по молитве Макария и других членов общины сердце её матери смягчилось. Она стала отпускать в общину не только дочь, но и 10-летнего сына.
Христиан в Шри-Ланке очень мало, подавляющее большинство жителей исповедует буддизм. При этом буддистское население относится к христианам и миссионерам в целом доброжелательно и открыто. Если кто-либо в семье обращается в христианство, то в доме появляется два «красных угла»: один — буддистской части семьи с изображениями Будды, другой – с православным Крестом и иконами.
В общине г. Курунегала есть девочка, которая одна из своей буддистской семьи приняла православие. Она ходит каждое воскресенье на обедницу, при том, что до ближайшей автобусной остановки ей нужно пройти около четырех километров. Для нас такие истории стали примерами поразительной верности Христу.
В общине в целом много молодых людей, которые, несмотря на свой юный возраст, стараются духовно подвизаться. Сын Макария, Иов, поделился тем, что читает псалмы в ночное время, а также изучает Священное Писание, выписывая мысли на каждый день.
Приехав на остров повторно в апреле этого года, мы увидели не только уже знакомых нам людей, но и новых членов общины. Это не могло не радовать, поскольку свидетельствовало как о постоянстве новообращенных, так и о росте общины. К тому же, в результате миссионерских трудов Макария буквально за три месяца была создана новая православная община в Мелсирипуре, находящемся в 40 минутах езды от Курунегала.
В этом поселении во время первой нашей поездки крестилась одна семья. Тогда в январе в Мелсирипуре произошло маленькое чудо: мы сильно опаздывали к нашим первым оглашенным. Когда мы подъехали к их дому, к ним пришла соседка по деревне в отчаянном положении: у нее совсем закончились продукты и деньги. Она молилась про себя, чтобы ей найти хотя бы риса. Мы заметили, что она чем-то встревожена, и решили предложить ей продуктовый набор, который у нас имелся с собой в машине. Так через нас Господь исполнил тайное прошение женщины.
Во время второй поездки на Шри-Ланку в апреле этого года в Мелсирипуре мы посетили ещё 5 семей оглашенных, а 20-го апреля в доме крещеных членов общины совершили первую в этой местности Литургию.
На следующий день, 21 апреля, мы служили Литургию в центральном зале местного муниципалитета. Курунегала является областным центром провинции. По тому, что нам был предоставлен зал в государственном учреждении, видно доверие местных властей к Макарию, который договаривался о месте проведения воскресной службы.
После Литургии верующие собрали подписи для получения благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на открытие православного прихода, который они решили назвать в честь святого страстотерпца царя Николая. Будучи ещё цесаревичем, Николай Александрович посетил город Канди, находящийся в 34-х километрах от Курунегала, во время своего восточного путешествия 1890-1891 гг.
Основными проблемами современной православной миссии на Шри-Ланке является недостаток православной литературы на сингальском языке и в целом отсутствие какой-либо православной традиции на острове. Поскольку большинство местных жителей не знают английского языка, рассказывать о православной вере, отвечать на их вопросы приходилось с помощью переводчика. Для успешного развития миссии на острове необходимо присутствие православного миссионера для катехизации недавно крещенных, а также углубления знаний о Православии старосты общины Макария и активной молодежи, которая участвует в миссионерской проповеди.
Русскоговорящие православные на Шри-Ланке
На острове немало русскоговорящих, среди них как соотечественники, так и большая группа ланкийцев, учившихся в СССР и России. Они не только с большим уважением относятся к нашей стране, но даже основали свой Русский клуб при Русском центре науки и культуры в г. Коломбо.
Южная провинция, где расположены популярные среди русских курорты, удивляет своей гостеприимностью. Порой возникает ощущение, что ты находишься не заграницей, а где-нибудь в Краснодарском крае или в Крыму: даже названия государственных учреждений дублируются на русском языке.
Наше знакомство с соотечественниками, проживающими в южной провинции, состоялось 18 января. Они обратились к миссионерской группе с просьбой совершить Божественную Литургию в сочельник перед Богоявлением. Место для богослужения было выделено русским рестораном «Греча», который находится прямо на берегу океана. На первой службе собралось около 30 человек, после Литургии был совершен чин освящения воды, в том числе мы освящали и воды шумящего рядом океана.
Самым значимым в этой первой встрече с нашими соотечественниками было Таинство Исповеди и Причащение Святых Христовых Таин. Большинство из них долгое время не имели возможности исповедоваться и причащаться, и то состояние, с которым они подходили к исповеди и Святой Чаше, кроме как духовной жаждой назвать нельзя.
Вторая группа соотечественников ждала нас в столице республики г. Коломбо. Здесь в Русском Центре науки и культуры собрались преимущественно те русские, кто вступил в брак с местными жителями, а также представителей русских дипломатических учреждений.
Русский центр в Коломбо – это место притяжения местных жителей, двор Центра всегда заполнен семьями с детьми, посещающими классы русского языка или студию балета. Поэтому и на богослужении было помимо наших верующих немало местных жителей, пришедших послушать службу. Одна из сотрудниц Центра, хорошо говорящая по-русски, попросила помочь ей подготовиться ко Крещению.
Первые службы, состоявшиеся в январе, привлекли большое внимание к Русской Православной Церкви, как соотечественников, проживающих на Шри-Ланке, так и ланкийцев, учившихся в России. При втором посещении острова в апреле нас встретила уже действительно активная община, желающая принять участие в решении вопросов православной миссии на Шри-Ланке.
Службы в городе Курунегала и селении Мелсирипура открыли новую страницу истории православной миссии, а встречи с соотечественниками в Южной провинции республики (город Галле, где располагалось первое императорское консульство) и г. Коломбо возобновили недолгое православное присутствие, прервавшееся в 40-х годах прошлого века.
После проведения учредительных собраний общин в городах Курунегала и Коломбо, члены этих общин ждут решения священноначалия об официальном открытии приходов Русской Православной Церкви на Шри-Ланке. Появление первых храмов и священнослужителя на острове – это горячее желание нескольких сотен местных верующих. Они активно готовятся послужить проповеди Православия на острове.
Синодальный миссионерский отдел приглашает всех, кто имеет желание и возможность, принять участие в развитии православной миссии на Шри-Ланке.