Рецензия к статье «Базовые понятия миссионерского служения в восприятии современного священства Русской Православной Церкви в азиатских регионах России»
В очередном номере международного академического журнала по теологии «Вопросы теологии» вышла статья старшего преподавателя Бурятского государственного университета им. Д. Банзарова М. C. Алексеевой «Базовые понятия миссионерского служения в восприятии современного священства Русской Православной Церкви в азиатских регионах России».
Предлагаем вашему вниманию рецензию к статье Помощника председателя СМО по вопросам научно-методического обеспечения миссии А.Н. Гуни.
***
Рецензия к статье М. C. Алексеевой «Базовые понятия миссионерского служения в восприятии современного священства Русской Православной Церкви в азиатских регионах России» (Вопросы теологии. 2024. Т. 6, No 2. С. 317–339).
Статья посвящена актуальным проблемам миссионерской деятельности, которые были выявлены в южно-сибирской части России – на Алтае, в Иркутской области, Бурятии, Тыве, Хакассии, а также за пределами России – в Монголии. Эти регионы имеют свою богатую историю православного миссионерства в 18-19 вв., и нынешнее миссионерское служение в весьма сложный период истории России на рубеже 20 и 21 веков поднимает вопросы преемственности, переоценки методологии и методов ведения миссионерской деятельности. Большая заслуга автора – проведение полевых исследований в названных регионах и епархиях на основе интервью с церковнослужителями Русской Православной Церкви, непосредственно вовлеченными в миссионерскую деятельность. В этом отношении работа имеет важное значение для оценки нынешнего состояния православного миссионерства и позволяет заострить ряд современных проблем. К тому же автор провел детальный анализ литературы по данной теме.
Среди важнейших аспектов нынешнего миссионерского служения, которые отмечаются в интервью, выделены: 1) отношение миссионерской деятельности и катехизации, 2) миссии и социального служения, 3) соотношения внешней и внутренней миссии. Следует отметить, что данные дискуссионные и проблемные области характерны и для других епархий Русской Православной Церкви. И если вопросы соотношения миссии и катехизации лежат в основном в области организации церковной деятельности, в частности, в разграничении полномочий ее структурных подразделений, то важное место занимает вопрос о соотношении миссии и социального служения. Автор приводит разные мнения и позиции церковнослужителей, иллюстрирующие разные подходы к осуществлению миссионерской деятельности в ходе или посредством социального служения. Автор справедливо отмечает, что нынешнее соотношение внешней и внутренней миссии в южно-сибирских регионах России сместилась в сторону внутренней миссии. Обобщения материалов, собранных автором, может стать хорошей основой для дальнейших дискуссий.
Несколько оторванными от основного блока собранных данных выглядят обозначенные автором «принципы миссионерской деятельности»: свободы, канонического основания миссии, использования разных языков, понимания. Они имеют совершенно разный уровень теоретической формулировки и нуждаются в основательном религиозно-богословском осмыслении. Между тем, автор на собранных материалах хорошо проиллюстрировал нынешнее состояние практической миссионерской деятельности, которое характеризуется крайностями: разделением миссионерской деятельности и катехизации (оно должно быть в области методологии), миссии и социального служения, внешней и внутренней миссии (также должно быть в области методологии). Как представляется, эта поляризация и могла бы стать предметом расширенной дискуссии и, возможно, стать основой для выявления причин такого состояния. Для этого, конечно, нужно привлечение богословского-религиозных знаний. Так, проблема соотношения миссии и социального служения давно уже является предметом богословского анализа. Она затрагивает, в конце концов, глубинные проблемы нынешнего человека — миссионера, пытающего проповедовать Христа, но забывшего Его (см. статью в Миссионерском обозрение «Некоторые размышления о современном миссионерском и социальном служении»).
Также слабо связаны с приведенными эмпирическими материалами выводы о понимание миссии «в широком смысле слова». В качестве главного миссионерского императива вдруг используются слова прп. Серафима Саровского («спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи»), нет ссылок на общецерковные документы последнего времени, касающиеся миссии. Образовался определенный разрыв между полевыми материалами, отражающими современное состояние миссионерской деятельности, и общими заключениями. К некоторым другим замечаниям следует отнести использование неудачных терминов, таких как «священничество», «русский церковный язык».
Несмотря на приведенные замечания, работа заслуживает высокой оценки, она делает определенный вклад в переосмысление нынешнего состояния и перспектив миссионерской деятельности, иллюстрирует на практическом материале развернувшиеся дискуссии по важным проблемным аспектам миссионерской деятельности.