Поиск

Патриаршее слово в Крещенский сочельник в Вознесенском соборе Алма-Аты

Патриаршее слово в Крещенский сочельник в Вознесенском соборе Алма-Аты

18 января 2010 года, в Крещенский сочельник, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого и великое освящение воды в Вознесенском соборе Алма-Аты. После богослужения Святейший Патриарх обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

***

Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Мефодий, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие отцы, братия и сестры!

Я хотел бы всех вас сердечно поздравить с Крещенским сочельником, с днем, когда мы освящаем воду. Через таинство освящения является Церкви и миру великая Божия благодать, а стало это возможно потому, что Господь пришел в мир.

Праздник именуется «Богоявлением» не только потому, что на реке Иордан явился Господь Иисус Христос, и был слышен глас Бога Отца, и Дух сходил как голубь (см. Мк. 1:9-11). Праздник Богоявления называется так еще и потому, что явление Божией благодати в мир, излияние в мир Божественной энергии и силы произошло через рождение Спасителя. Вот почему в глубокой древности эти два праздника — Крещение Господне и Рождество — праздновались в один день. Потому что благодать, явленная миру, — это благодать, пришедшая к нам через Господа Иисуса Христа.

Он родился, прожил короткую, тяжелую человеческую жизнь и отождествил себя со страданием человеческим. Не с властью человеческой, не с силой, не с богатством — Господь отождествил Себя с немощью человеческой, с безвластием, с уничижением, и явил всем, что даже безвластный и уничиженный имеет возможность говорить правду всему миру.

Эта правда Божия настолько режет глаз, настолько неприятна людям, живущим во грехе, что они не хотят ее слушать. И мы знаем, что Господь именно за эту Божию правду и пострадал. Первосвященники, старейшины, политические руководители народа израильского не хотели Его слушать. Они думали, что правда у них, но, услышав Его проникающую до глубины души проповедь, не могли, наверное, не понять, что правда — на Его стороне. Но как же тогда власть, богатство, влияние? «Если дать Этому Человеку свободу говорить, то Он всех на Свою сторону переведет». Тогда зависть к этой проповеди — к проповеди слабого, беззащитного — стала возрастать в душах и сердцах этих великих и сильных, и они довели Спасителя до Креста, до Крестной смерти.

Наверное, если бы не Сын Божий пришел в мир, а очередной пророк произносил слово Божией правды, то все произошло бы так, как бывало в древности, когда избивали пророков камнями, когда убивали их за провозглашение Божией правды. Но в мир пришел Сын Божий, и никакая человеческая и диавольская злоба не способны были погубить Его и Его миссию. Он воскресает из мертвых. И через подвиг уничижения, страданий и смерти, через славу Воскресения роду человеческому в ответ на эти искупительные заслуги Спасителя и дарована сила Божественная — благодать Святого Духа.

В день, когда мы вспоминаем Крещение Господа в реке Иордан, мы освящаем воду в знак присутствия этой благодати в Церкви. Церковь редко что-то доказывает внешним образом. Внешне в Церкви не происходит ничего необычного. Иногда люди усиленно требуют чуда, словно фокуса, чтобы это чудо убедило их в том, что Бог существует; однако Церковь никогда не воздействует на сознание людей подобным образом. Но в сегодняшний день, освящая воду, Церковь свидетельствует о великом Божием чуде — о явлении благодати через страдания, смерть и Воскресение Господа нашего Иисуса Христа.

Мы освящаем воду, низводя на нее эту благодать. Мы знаем, что вода остается водой, не меняя свой физический и химический состав; но вода становится иной, она наполняется Божественной энергией. Эта вода никогда не портится, от прикосновения к ней исцеляются больные, изгоняются бесы, дается сила людям.

Явление благодати Божией над водой дается каждому из нас, чтобы мы могли уразуметь всемогущую Божию силу. Ибо благодать нисходит не только на воду — благодать пребывает на каждом из нас, кто крещен, кто вошел в ограду Церкви, кто причащается Святых Христовых Таин. Бог нам сообщает Свою энергию; но не в громе и молнии, не в чудесах, поражающих человеческое воображение, а как бы в тихом дуновении ветра касается нас эта благодать (см. 3 Цар. 19:11-12). Мы остаемся такими же, как были — из плоти и крови, костей и нервов, словно в нас ничего не меняется. Но если мы открываем сердца навстречу благодати, то, как вода преобразуется и становится святыней, так и человек под действием благодати Божией способен преобразоваться и стать святыней. Недаром апостол Павел называет человеческие тела храмами живущего в них Святого Духа (см. 1 Кор. 6:19).

Наша вера помогает нам не только понять величайшие Божественные истины, столь необходимые для полноты человеческой жизни; наша вера не только вразумляет нас. Церковь является не только общиной учения и назидания, но в Церкви мы обретаем дар Божественной благодати. Именно эта благодать, эта сила нас и спасает. А наши человеческие силы? Иногда нам кажется, что мы сильные, крепкие, что мы все можем. На самом же деле человек — очень хрупкий сосуд. Каждый из нас знает: еще вчера был исполнен сил, а на утро голова заболела — и где же сила наша? А если болезнь пострашнее? Мы под Богом ходим. В этом смысле наша человеческая сила, пусть даже обрамленная властью и деньгами, есть ничто. Человеческая сила не способна спасти наши души, но человека спасает сила Божия, Божия благодать, которая ныне таинственно, но реально снизошла на святую воду.

В ограде Церкви, в общине верующих, через общую молитву, через Таинства Церкви мы приобщаемся этой благодати, обретая великую силу, способную из грешника соделать праведника, из падшего — восставшего, из отчаявшегося — уверенного, из потерявшего надежду — обретшего ее. Церковь несет великой силы духовный заряд современному человечеству, которое тщетно уповает на человеческую силу, не видя дальше очень короткой временной перспективы все то, что может с ним произойти. А Церковь видит и знает. На протяжении двухтысячелетнего опыта своего бытия она утверждает великую истину, что человек спасается благодатью Божией.

Сегодня вы все можете почерпнуть святую воду и принести ее в свои дома. Берегите ее как святыню, с благоговением окропляйте ею свои жилища, самих себя, особенно тогда, когда нас посещают тяжелые жизненные обстоятельства, когда приходят болезни и скорби. Тогда нам особенно нужна благодать, в том числе и почерпаемая от святой воды.

Величайшее свидетельство Церкви, запечатленное опытом святых, опытом мучеников, заключается в том, что только Бог спасает человека. А спасение — это начало вечной жизни уже здесь, на земле, когда мы обретаем полноту человеческого бытия и затем эту Богом дарованную полноту переносим в жизнь вечную. Сия есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин. 17:3). Мы знаем Господа Иисуса Христа, мы верим в Него, мы верим, что через Его смерть и Воскресение Бог нас соединил с Самим Собой, даровав нам великую силу Свою — Божественную благодать. И да поможет нам Господь, опираясь на эту силу, с миром и любовью ко всем идти по жизненному пути во славу Бога и навстречу Его немеркнущему Небесному Царству. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Материал взят с сайта: Патриархия.ру Проповеди

Читайте также

Председатель Отдела по миссионерской работе и делам молодежи Коломенской епархии встретился со студентами Государственного социально-гуманитарного университета 22 ноября 2024 года председатель Отдела по миссионерской работе и делам молодежи Коломенской епархии, настоятель Крестовоздвиженского...
Клирик Красноярской епархии совершает миссионерскую поездку в п. Диксон С 9 ноября по 26 декабря 2024 года  штатный клирик храма Рождества Христова г. Красноярска иерей Александр Невский совершает...
«Русская Православная Церковь в современном мире»: в Казани прошла просветительская встреча в Университете прокуратуры Российской Федерации В Казанском юридическом институте (филиале) Университета прокуратуры Российской Федерации состоялась просветительская встреча «Русская...
В Тамбовской духовной семинарии прошел круглый стол по проблематике современного русского язычества 8 ноября в конференц-зале Тамбовской духовной семинарии в рамках XXIX Питиримовских духовно-образовательных чтений состоялся круглый...
Наверх