Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии в день памяти святителя Филиппа, митрополита Московского
16 июля 2010 года, в день памяти перенесения мощей святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля, где с 1652 года покоятся честные мощи святителя Филиппа. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом.
Ваши Высокопреосвященства! Ваше Высокопреосвященство, владыка Ярославский и Ростовский Кирилл! Духовенство Ярославской епархии, дорогие отцы, братья и сестры!
Всех вас сердечно поздравляю с праздником — великим праздником для Москвы и значительным днем для всей нашей Церкви. Мы вспоминаем великого светильника земли Русской — митрополита Московского Филиппа, который мученически закончил дни жизни своей, потому что оставался верным Христу, верным даже до смерти. Мы знаем, что он был умерщвлен по приказу царя Ивана Грозного — в припадке безумства отдал царь этот страшный приказ, и оборвалась жизнь великого угодника Божия.
Святитель Филипп, будучи митрополитом Московским и всей северной части Великой Руси, мог жить достойно и спокойно в этом граде, до конца дней совершать Литургию в этом величественном Успенском соборе, если бы он не совершил то, что совершил: он не дал благословения царю, который запятнал себя невинно пролитой кровью. Если бы нечто подобное происходило сегодня, то, наверное, многие бы сказали, обращаясь к митрополиту Филиппу: «Тебе что, больше всех нужно?» (есть такие страшные слова). «Зачем это тебе надо? Живи спокойно». И ведь многие люди так и живут, наступая на собственные принципы, отказываясь от практического применения христианской веры, забывая о верности Христу…
Пример святителя Филиппа учит нас тому, что следование за Христом никогда не бывает безопасным: всегда находятся враждебные силы и среди дальних, и среди ближних. Но кто мог быть ближе Московскому митрополиту, чем русский православный царь, с которым он проводил много времени? Конечно, они вместе размышляли, советовались — в средневековой Руси Церковь в лице митрополита, а потом и Патриарха играла огромную роль. Именно поэтому на Руси не было абсолютизма, который существовал в Западной Европе, не было абсолютной власти царя, потому что эта власть уравновешивалась духовной силой Православной Церкви. И царь, конечно, был ближайшим другом митрополита и оставался бы таковым, но не благословил кроткий и смиренный митрополит Филипп грозного царя, потому что это благословение означало бы отказ от Христа, отказ от того нового завета, что Бог во Христе установил с родом человеческим.
Как пронзительно звучат слова апостольского чтения, что мы слышали ныне! В послании к Евреям апостол говорит: Бог мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровью завета вечного, да усовершит вас во всяком добром деле (Евр. 13:20-21). Святитель Филипп помнил эти слова — помнил, что новый завет учрежден Кровью Спасителя для того, чтобы создать новый порядок жизни, новую систему ценностей, которая только и могла вывести людей на путь спасения, очертить перспективу всего исторического развития, соединить историческую жизнь с Царствием Небесным. Пастырь овец великий запечатлел этот завет Кровью Своей для того, чтобы всех нас усовершенствовать в добрых делах.
Святитель Филипп не мог пойти против этого завета: он помнил о Крови Спасителя, он помнил, что Бог усовершенствует человека только тогда, когда тот остается верным этому великому и вечному завету. Святитель отдавал себе отчет, стоя в том же храме, где мы с вами сейчас находимся, что означает не благословить грозного царя, который кровью залил страну. Но он не благословил, оставаясь верным вечному новому завету, скрепленному Кровью Спасителя. И Господь в ответ на эту верность так усовершил его в добрых делах, что ныне мы прославляем его как святого угодника Божия и чудотворца.
Каждому человеку приходится проходить в жизни через эту дилемму, через кошмар выбора. Почему кошмар? А потому, что с точки зрения убеждений и веры и нужно поступать так, но обстоятельства, прагматизм, забота о карьере, о ложно понимаемой дипломатии, о материальном благополучии, о благополучии семьи, детей толкают человека поступать иначе. И ведь нередко, поступая иначе, мы предаем вечный завет, скрепленный Кровью Спасителя, и отказываемся от своей веры. Так было и в тяжкую годину гонений, когда люди предавали веру, Церковь, родных, близких, наговаривали друг на друга — только чтобы себя спасти. Эти люди не вспоминали тогда слов апостола Павла, которые сегодня так пронзительно прозвучали в этом храме. А разве вспоминаем их мы, когда в нашей жизни нам приходится делать выбор между добром и злом, между верностью и обманом, между чистотой и грехопадением, между правдой и ложью?
Пример святителя Филиппа и сегодняшнее апостольское чтение многому нас учат. Они дают нам представление о том, что наша вера — это не просто народная традиция, это не просто часть нашей национальной культуры — это основа нашего мировоззрения, нашего восприятия мира и человека, основа нашей жизнедеятельности. Именно так воспринимал свою веру святитель Филипп и, желая быть верным Христу даже до смерти, пошел по этому пути. И ныне мы его прославляем, и ныне к раке с его мощами притекаем и поклоняемся его великому христианскому подвигу смирения, твердости и верности Господу.
Да поможет Господь и всем нам, каждому на своем месте, сохранять эту верность, и всей Церкви нашей в ее совокупности быть верной этому вечному новому завету, скрепленному Кровью Пастыря овец великого. Верим, что по молитвам святителя Филиппа Господь приклонит милость Свою к Церкви нашей и к каждому, кто с верой обращается к Нему, призывая в духовную помощь великий сонм святителей и угодников Божиих. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Материал взят с сайта: Патриархия.ру Проповеди