Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии Преждеосвященных Даров в Великую среду
20 апреля 2011 года, в Великую среду, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил последнюю в этом году Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.
Ваше Высокопреосвященство, Ваше Преосвященство, досточтимые отцы, дорогие братья и сестры! Сердечно приветствую и поздравляю вас со святой и Великой средой.
В этот день Церковь вспоминает событие, совершившееся в преддверии Голгофских страданий. Господь посетил дом Симона прокаженного, и во время трапезы одна женщина, известная своей блудной жизнью, пришла туда и неожиданно для всех возлила на Спасителя драгоценное миро (Мф. 26:6-16). Именно этот поступок женщины, которую оправдал Господь, сказав: «где бы ни было проповедано Евангелие, все узнают о ней», — именно этот поступок и подтолкнул Иуду пойти и предать Спасителя. Именно он, Иуда, сказал: «Зачем такая трата? Ведь можно было бы это драгоценное миро — а миро действительно было драгоценным — продать». Впрочем, понимая, наверное, что на этом в присутствии Спасителя и апостолов точку ставить нельзя, он лицемерно продолжил: «…а деньги раздать нищим», на что Господь ответил: «Нищих всегда имеете с собой». А сказал так Иуда не потому, что заботился о нищих, а потому, что был вор, как свидетельствует об этом Евангелие.
Почему же этот поступок подтолкнул Иуду к предательству? Да потому, что человек сребролюбивый, любящий деньги не может жить по закону Христову. Сребролюбие и жизнь по Христу несовместимы. Как замечательно сказал об этом святитель Иоанн Златоуст: «Любящий деньги не только не способен любить врага, как повелел Господь, но и ближнего своего ненавидит».
Что же это за таинственная связь между сребролюбием и нелюбовью, даже ненавистью? Ведь Иуда действительно возненавидел в тот момент всех — и Христа, и апостолов, и женщину. Не мог он больше находиться с ними, чаша его терпения переполнилась. Его жизнь была несовместима с жизнью Господа и апостолов, а здесь еще эта женщина как бельмо в глазу, как немой укор его скрытой страсти. И вот он идет и предает Спасителя — за деньги. Наверное, тогда он чувствовал себя спокойно, ведь при этом проявлялась вся его натура, он делал то, что ему было свойственно: «Сколько дадите мне, и я вам предам Его?» И дали ему тридцать сребреников.
Почему же сребролюбие, страсть сребролюбия несовместимы с жизнью по Христу? А потому, что главной направляющей жизни во Христе является движение не к себе, а от себя, вопреки человеческим инстинктам, а говоря о жизни современной — вопреки всем стереотипам жизни, вопреки всякой моде на образ жизни и на образ мысли. Жизнь со Христом — это движение от себя. «Блаженнее давать, нежели принимать (см. Деян. 20:35). Это движение от себя и есть смысл жизни во Христе; и сребролюбие как жизнь для себя, как собирание для себя несовместимо с жизнью во Христе.
Как же бороться с этой страстью? Как преодолевать это желание обладать бОльшим, чтобы больше потреблять? Как заставить себя видеть нужду других людей и с другими разделять свою жизнь? Тот же Иоанн Златоуст замечательно говорит на эту тему: «Мы должны относиться к деньгам как господа и господствовать над ними, чтобы они не господствовали над нами».
Сребролюбие — это вовсе не обладание ценностями, а стремление обладать таковыми для себя. Если человек обладает материальными благами, ценностями, деньгами, то он должен уметь господствовать над всем этим и в первую очередь следить за тем, чтобы сердце не приразилось к богатству. Необходимо постоянно задавать себе вопрос: «А можешь ли ты расстаться с частью своих средств для того, чтобы помочь людям — спасти умирающего или больного, разделить горе со страждущим?» И если в какой-то момент ты сам себе наедине скажешь «Нет, никогда, ни при каких условиях», — значит страсть сребролюбия поработила тебя, значит не ты господствуешь над деньгами, а деньги господствуют над тобой.
Сегодняшний день учит нас тому, что означает быть христианином. Наверное, для того чтобы купить драгоценное миро, та грешная женщина потратила все, что имела. Наверное, нелегкой была ее жизнь, но почему же она это сделала? А потому, что она была готова все, что имела, отдать Богу. И, может быть, сердцем своим предчувствуя приближающуюся кончину Спасителя, великого Учителя, Целителя, Пророка, Того, Кто вел за собой народ, Кто открывал людям новые перспективы жизни, она и возжелала все, что имела, отдать Господу и возлила на Него драгоценное миро. Ведь это тоже использование материальных средств, но вместе с тем господство над ними — в отличие от Иуды, который был порабощен деньгами, пошел на предательство и погиб.
Нелегко говорить на эту тему в наше время, когда стремление к обогащению предлагается нам как некий идеал жизни. Как нам относиться к этому ложному идеалу? Господь призывает нас трудиться — каждого на своем месте. Один употребляет физические силы, другой — умственные, третий — духовные; и каждый достоин пропитания. Если в результате нашего труда мы получаем деньги, — это закон жизни, и Христос никогда этого не осуждал. Но, обретая материальные блага, мы никогда не должны порабощать свою душу и обязаны оставаться господами над этими материальными благами — людьми свободными во Христе, способными управлять теми ценностями, которые приходят к нам и которые, по слову Божию, нужно употреблять во благо. Тогда ни деньги, ни имущество не отлучат нас от Спасителя, тогда в сердце нашем никоим образом не возникнет желание пойти и продать Господа за тридцать сребреников, продолжая называть себя христианином.
Да поможет нам Господь умудриться тем, что предлагает Слово Божие в Великую и Святую среду, умудриться воспоминаниями о подвиге и жертве блудницы и умудриться примером предателя Иуды, дабы быть со Христом, дабы подчинять Ему свою волю, быть Его рабом, но не рабом денег и тех ценностей, которые так вожделенны многим, но которые не являются ценностями в глазах Божиих. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Материал взят с сайта: Патриархия.ру Проповеди