Поиск

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в пятницу первой седмицы Великого поста после Литургии на московском подворье Троице-Сергиевой лавры

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в пятницу первой седмицы Великого поста после Литургии на московском подворье Троице-Сергиевой лавры

23 февраля 2018 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме Живоначальной Троицы московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В молитве преподобного Ефрема Сирина мы просим оградить нас от пороков и ниспослать нам дары Духа Святого: дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви.

Современный человек особенно нуждается в духе смиренномудрия. В этом понятии смирение соединяется со мудростью, — точно так же, как целостность сочетается с мудростью в понятии целомудрия. Это неслучайно, потому что высочайшие добродетели не могут быть обретены исключительно силой человеческой, но лишь при содействии Божественной благодати. А для того чтобы было так, каждый из нас, желая стяжать добродетели, должен обладать мудростью, пониманием того, что Бог — Всемогущий и в Его деснице вселенная и все мы, наши судьбы, наши жизненные пути, наше настоящее и наше будущее. И потому, только осознавая власть Бога над нами, мы со смирением можем устремляться на пути стяжания добродетели.

Мудрый человек способен быть смиренным. Во-первых, потому, что он понимает, что вся власть у Бога. Кроме того, мудрый человек понимает цену жизни, подлинную цену того, что для многих является абсолютной ценностью — того, что связано с властью, с деньгами, с достижением неких успехов в жизни. Все это для человека смиренномудрого обретает смысл только тогда, когда связано с Богом, когда наша жизнь Богом благословлена, когда наши успехи — во славу Божию.

Смирение воспринимается сознанием современного человека невоцерковленного, тем более не христианина, как некое юродство, как слабость, а не как добродетель. К сожалению, и в художественной литературы, может быть, за исключением Достоевского, никто ярко не показал, что смирение является силой и красотой человека. Смирение воспринимается как некая слабость, неконкурентоспособность человека. А ведь это совсем не так. Смиренный человек — это не слабый человек. Смиренный человек — это тот, кто ходит пред очами Божиими, кто себя поставляет под волю Божию и под суд Божий. Вот что такое смирение! Смиренный человек может достигать не меньших высот в этой жизни, опираясь на свои силы, на свое образование, на свои возможности. Одно не исключает другого, потому что если человек, даже физически сильный или материально обеспеченный обладает смирением, то он свою силу полагает к стопам Божиим, он себя самого вручает Господу. Бог становится его водителем, и в этом водительстве Божием, в принятии этого водительства и проявляется подлинное смирение человека.

Некоторым кажется, что смиренный всегда проигрывает столкновение с другими, а без конфликтов не бывает человеческой жизни. И спрашивают: как же смиренный может отстоять то, что ему дорого, то, что ему принадлежит? Как смиренный может защитить своих ближних? Как смиренный может Родину защитить? Это ложное понимание смирения. Смирение пред Богом не означает человеческой слабости. Более того, если мы вручаем свою жизнь Богу, если мы себя видим ходящими пред очами Божиими, то Господь с нами и, снисходя к нашему смирению, дает нам великую силу. Ибо Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (1 Пет. 5:5).

В смирении действительно открывается сила человеческого духа, высота полета этого духа. Смиренный словно парит над суетой жизни, он не вовлекается в повседневные конфликты, не подставляет себя под удары, — он со смирением и с мудростью — вспомним о смиренномудрии! — воспринимает все то, что обращено к нему, — и похвалы, и порицания, и добро, и зло, и мир, и конфликты. В сердце смиренного человека все это уравновешивается, потому что он живет по воле Божией. Вот почему смирение, смиренномудрие есть добродетель и великая сила, помогающая людям в их конкретных жизненных обстоятельствах.

И да поможет нам Господь стяжать сие смиренномудрие, дабы обрести силу жить по Его закону, в соответствии с Его Божественной волей. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Материал взят с сайта: Патриархия.ру Проповеди

Читайте также

Ковчег с честной главой свт. Иннокентия, митрополита Московского прибыл в г. Иркутск 14 сентября ковчег с честной главой святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского, просветителя Сибири и Америки, прибыл в...
В Петрозаводской епархии прошла Десятая выставка-ярмарка «От покаяния к воскресению» В Петрозаводске прошла Десятая выставка-ярмарка «От покаяния к воскресению». В культурной программе принял участие Миссионерский отдел...
Клирик Кулебакского благочиния рассказал студентам Кулебакского металлургического колледжа о Всероссийском дне трезвости  11 сентября клирик Кулебакского церковного округа (Нижегородской области) иерей Павел Трусов встретился со студентами ГБПОУ «Кулебакский...
В мобильном планетарии при Старицком Успенском монастыре показали фильм о сотворении мира Каждый год в первое воскресенье сентября в храмах совершается молебное пение о сохранении творения Божиего. К этому дню Фонд возрождения...
Наверх