Слово Святейшего Патриарха Кирилла за Божественной литургией в день памяти Собора новомучеников, в Бутове пострадавших
1 мая 2010 г., в субботу 4-ю по Пасхе — день памяти Собора новомучеников, в Бутове пострадавших, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию на Бутовском полигоне. После чтения Евангелия Предстоятель Русской Церкви обратился к молящимся с Первосвятительским словом.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Христос Воскресе!
Это пасхальное приветствие мы сегодня обращаем друг к другу, а также ко всем, кто закончил здесь свою жизнь. Их бренные тела покоятся в этой земле, их святые души пребывают сегодня с Господом. Мы верим, что они вместе с нами прославляют Христа Воскресшего в Церкви торжествующей, в Церкви небесной.
Но всякий, кто приближается к этому месту скорби, не может не задуматься о причинах той страшной трагедии, которая постигла наш народ, о причинах невероятной жестокости, о причинах беспочвенных подозрений, преследований и казней. Невольно возникает мысль о том, где же предел человеку в его святости и его добре, в его злобе и его грехе; и как получается, что люди не просто совершают зло, но оправдывают — интеллектуально, логически, психологически, эмоционально — совершаемые ими преступления. Речь идет не только о тех, кто приводил в действие орудия казни, не только о тех, кто был палачом в прямом смысле слова, — речь идет о тех, кто принимал страшные решения об умерщвлении своего собственного народа, и о тех, кто поддерживал эти решения, кто им аплодировал, кто себя отождествлял с этими страшными казнями.
В сегодняшнем рядовом чтении (Деян. 12, 1-11) — мы его, к сожалению, не прочитали, — удивительные смысловые совпадения с тем, что мы сегодня вспоминаем. В Деяниях святых апостолов говорится о том, как Ирод убивает апостола Иакова. Он приказывает отрубить ему голову, потому что полагает, что эта казнь понравится многим. Желая понравиться тем, кто воздвиг гонения на юную христианскую Церковь, он совершает преступление и невинного человека отдает на смерть. В этом смысле вся последующая история Церкви, исполненная многими страданиями, ничем не отличается от первых дней существования христианства. Более того, в этой последующей истории Церкви запечатлевается образ Самого Бога, страдающего за род человеческий, Спасителя мира, что взошел на Крест без всякой видимой причины и без всякой вины — только потому, что злоба человеческая не принимала того, что Господь обратил через Сына Своего роду человеческому. И потом все те, кто продолжал это служение Божией правде, всегда рисковали. В некоторые эпохи рисковали жизнью — и мы сегодня вспоминаем таких свидетелей Божией правды. Но были и те, кто рисковал положением, репутацией, карьерой, жизненным спокойствием, благополучием, кто шел поперек общего течения, потому что течение было не к Богу, не к спасению, а в иную сторону.
В сегодняшнем Евангелии (Ин. 8, 31-42) содержатся слова, которые вскрывают смысл всей этой исторической драмы — почему на Христа, на Церковь постоянно обрушивались гонения, почему и в мирное время все, что совершает Церковь, окружается критикой, а иногда и просто наветами, клеветой, почему мир так снисходителен к своим собственным ошибкам и почему даже малый человеческий грех, если он совершается в ограде Церкви, представляется как некое огромное событие и вокруг него разворачивается целая общественная кампания. Вы понимаете, что я сейчас говорю не о стародавних, а о наших с вами временах.
А теперь о том, почему все-таки люди убивали здесь, на Бутовском полигоне, себе подобных. Потому, что они тем самым хотели приблизить построение справедливого общества, где все были бы равны и свободны. У любого нормального человека возникает вопрос: что же это за свобода, которая должна быть оплачена этими жестокими жертвами, этими убийствами, потерей всякой свободы? Так вот, разящие душу слова сегодняшнего Евангелия от Иоанна помогают нам понять и причину происходившего в России в те страшные времена, и многое другое, что происходит с родом человеческим: Познаете истину, и истина сделает вас свободными. И отвечают немедленно иудеи Спасителю: мы дети Авраама и никогда ни у кого не были в рабстве (см. Ин. 8, 32-33). Дети Авраама разделяли те стереотипы мышления, которые были присущи и им, и многим другим, которые присущи и нам сегодня, и многим человеческим обществам, — когда под свободой подразумевается исключительно политическая свобода: ни у кого не в рабстве — значит свободны.
Господь же говорит о другом: Познаете истину, и истина сделает вас свободными; и на возражение иудеев, настаивающих, что они никогда не были рабами, говорит: Истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин. 8, 34). В этих словах открывается нам глубинный смысл человеческого бытия и человеческой истории. Никакие внешние свободы не освобождают человека, никакие внешние декларации о свободе не делают человека свободным. Его легко закабалить, поработить его разум, воспитать его в стереотипах и предрассудках, направить его мышление и волю в нужную сторону, если он становится рабом греха, рабом своих страстей. Достаточно научиться управлять страстями, управлять грехом — и вы управляете миром. Сегодня научились управлять страстями, научились управлять грехом — и при всем том, что каждый говорит о свободе, мир закабаляется в рабство греху.
Не следует думать, что это нечто новое, присущее только нашей эпохе. Если было бы так, то Христос не произнес бы эти обжигающие разум слова о подлинной человеческой свободе. Так было всегда, и для того чтобы разрушить эту неправильную логику человеческой жизни, Господь и приходит на землю, восходит на Голгофу и искупляет человеческий грех. Он несет миру правду Божию — ту истину, которая делает нас свободными. Во имя достижения такой свободы никогда не был убит ни один человек. А если некие преступления и совершались от имени Церкви, то они совершались не во имя этой свободы, а во имя власти — ложно понимаемой власти, проявление которой не имело к этой внутренней свободе никакого отношения. И те, кто убивал несчастных на Бутовском полигоне и по всему лицу нашей многострадальной земли, силой, оружием, казнями, кровью хотели добиться той самой свободы, которая является не свободой, а новой — по отношению к той системе, с которой борется, — системой закабаления человека.
Мы должны ясно понимать, что есть свобода человека. Те, кто погибал в Бутово, кому стреляли в затылок, кого сбрасывали в ров, кто становился жертвой этой страшной машины уничтожения, кровавой и безрассудной, — те самые люди и были свободны. В голову не могло придти исполнителям казней, что их жертвы подлинно свободны. Они были свободны от страха смерти, они не пошли на предательство, не пошли на то, чтобы, спасая себя, погубить других. Они мужественно вставали у этих рвов и уходили к Господу как ангелы, обретая через это полную, окончательную и абсолютную свободу в Боге.
Все, что произошло с нами, с нашей Церковью, с нашим народом, никогда не должно быть забыто. Мы должны научиться сопротивляться всем тем искушениям мира сего, которые управляют человеческими страстями и человеческим грехом, закабаляют человека, подталкивая его ко греху, делая его рабом греха, мешая его свободе. И если мы эту внутреннюю христианскую свободу соединим с правильным устроением общества и государства — чтобы не было структур угнетения, чтобы не было того, что подавляет человеческую личность, — мы построим великую цивилизацию.
Не знаю, дано это будет нам или нет. Может быть, это просто мечта; может быть, это просто надежда. Но в любом случае всегда в роде человеческом и в Церкви Христовой будут люди, которые не подчинятся власти греха и человеческого инстинкта. Всегда будут те, кто сохранит эту внутреннюю свободу. И дай Бог нам всем, вспоминая о жертвах Бутова, думать о настоящем и о будущем, устрояя жизнь нашу в соответствии с величайшими Божественными словами, произнесение которых совпало с нашей общей молитвой в Бутове: Познаете истину, и истина сделает вас свободными. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Материал взят с сайта: Патриархия.ру Проповеди