Поиск

Карта миссионерского поля: понятие, содержание и использование для обеспечения миссионерской деятельности

Статья посвящена изучению понятия «карта миссионерского поля», его отражения в Евангелии, отражения в документах Русской Православной Церкви и опыта реализации в качестве инструмента внутренней миссии. В качестве предмета исследования выступает понятие «карта миссионерского поля». В практической части статьи даются предложения по конкретным параметрам и источникам для составления карты миссионерского поля различных уровней церковной-административной организации Церкви: митрополии, епархии, благочиния и прихода, а также предложения по графическому отображению таких карт.

Ключевые слова: миссиология, Русская Православная Церковь, карта миссионерского поля, миссионерское поле, внутренняя миссия.

Сведения об авторах:

  • иерей Дмитрий Васильевич Березин, к.э.н., доцент Коломенской духовной семинарии, преподаватель курса «Миссиология»,
  • Гуня Алексей Николаевич, д.г.н., профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

Введение

Изучение миссионерского поля характеризует важный этап развития миссионерской деятельности Русской Православной Церкви в контексте совершенствования подходов и методов, отвечая на современные вызовы, которые стоят перед Церковью. С одной стороны, понятие миссионерского поля имеет тесную связь с евангельской историей и, соответственно, подлежит тщательному богословскому анализу. С другой стороны, миссионерское поле неотрывно от социальных, экономических и политических процессов и явлений, которые характеризуют взаимодействие Церкви и общества. В своем повседневном служении Русская Православная Церковь, ее епархии и приходы сталкиваются с необходимостью очертить круг актуальных проблем, которые стоят перед Православной миссией на всех уровнях организации Церкви, конкретизировать задачи и приоритетные шаги. В этом контексте вырисовывает то миссионерское поле, которое свойственно конкретной епархии или приходу в пределах канонического пространства Русской Православной Церкви, а иногда и за его приделами. Миссионерское поле в его очерченных пространственных рамках и в конкретный период времени отражается в виде определенной карты — будь это вначале ментальное отражение, а затем и визуализированное в виде графическое и/или картографическое продукта с границами и внутренним содержанием. В настоящее время созрел запрос со стороны Церкви на аналитическое осмысление и обеспечение миссионерской деятельности на основе создания карт миссионерского поля для ее митрополий, епархий, благочиний и приходов.

Целью данной статьи является исследование понятия «карта миссионерского поля», обоснование использования этого понятия для обеспечения миссионерской деятельности, а также выработка первых предложений по методике составления карты миссионерского поля.

Евангельское определение понятия «миссионерское поле»

Понятие «поле» с точки зрения миссии появляется в Евангелии как некий образ людского мира, требующего пастырской заботы:

  • Поле, требующее «семени» (Притча о сеятеле Мф. 13:3-23), и дальнейшая судьба этого семени;
  • Поле, требующее жатвы («Жатвы много, а делателей мало» Мф. 9:37, Лк. 10:2, «нивы… побелели и поспели к жатве» Ин. 4:35-38);
  • Поле, заросшее сорняками (Притча о плевелах Мф. 13:24-30);
  • Поле перед кончиной этого века («жатва есть кончина века, а жнецы суть ангелы» Мф. 13:39, «пусти серп твой и пожни, потому что пришло время жатвы, ибо жатва на земле поспела» Откр. 14:15).

Сеющими в данном случае оказываются либо Сам Сын Человеческий (Мф. 13:37), либо апостолы, и в их лице все верующие люди. Жнецами же – либо апостолы и верующие, либо Ангелы при кончине этого века. Само же «семя» есть слово Божие (Лк. 8:11).

Через призму данного евангельского понимания можно посмотреть и на всю миссионерскую деятельность Церкви. Тут есть и миссия внешняя (сеяние), и миссия внутренняя (жатва для делателей, забота о посеянном), и миссия апологетическая (борьба с сорняками), и миссия как обожение этого мира (жатва на земле поспела). Исходя из этого, само понятие миссионерского поля является укорененным в Евангелии. Важным здесь является оценка этого миссионерского поля с точки зрения трудов, которые должны быть приложены для его пастырского окормления. И если Господу уже с самого начала видны направления и возможности миссионерской работы, то для нынешнего миссионера миссионерское поле — часто сложный и непонятный мир, требующий анализа, исследования, часто весьма рискованный и не лишенный смертельных опасностей и неудач. Путь от Евангельского благословения на миссионерскую деятельность к ее конкретизации на конкретной территории лежит через глубокое осмысление «поля», которое придется «посеять» или «пожать».

Эволюция понятия «миссионерское поле» и его отражение в документах Русской Православной Церкви

Термин «миссионерское поле» относительно давно вошел в обиход христианских миссионеров, особенно католических и протестантских. Под этим термином понималась прежде всего социально-культурная обстановка, которая способствует или препятствует миссионерским задачам. В последнее время анализ всех особенностей миссионерского поля так или иначе увязывается с успехом инкультурации или интеркультурации, как приспособления миссионерской деятельности и веры к окружающей культуре народов, в которых осуществляется миссионерская деятельность[1]. При этом в западной миссиологии под миссионерским полем понимались не только социально-культурные или природно-географические особенности того или иного района, местности, где планируется проводить миссионерскую деятельность, но и существующие дискурсы и идеи, которые господствуют там и должны учитываться в миссионерской деятельности. В России, имеющей богатую историю миссионерской деятельности, термин миссионерского поля начал использоваться относительно недавно, что объясняется большим перерывом в аналитической работе по осмыслению миссионерской деятельности, вызванным советским безбожным периодом. Целенаправленное использование термина пришлось уже на начало XXI века, когда возникла надобность критической оценки результатов миссионерской деятельности Русской Православной Церкви, полученных за 1990-е гг.

Данный вопрос достаточно подробно проработан в статье Д.А.Устимчука «Термин «миссионерское поле» в документах Русской Православной Церкви»[2]. Определение понятия «миссионерское поле» приводится в «Настольной книге православного миссионера» и звучит так: «Миссионерское поле — территория пастырской ответственности, в рамках которой совершается миссия Поместной Церкви. М. п. — это ключевое понятие, определяющее направление, методы и способы развития православной миссии на канонической территории Русской Православной Церкви».[3]

В Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви[4] современное (на тот момент) состояние миссионерского поля формулируется так: «Вопрос о состоянии современного миссионерского поля является ключевым для определения направления, методов и способов развития православной миссии. За последние 800 лет Русская Православная Церковь никогда еще не оказывалась перед необходимостью совершения апостольской проповеди в таких масштабах, когда миссионерское поле вобрало в себя миллионы людей, освободившихся из-под ига безбожной идеологии, проживающих на громадных территориях, со своей культурно-исторической спецификой. Возникла парадоксальная ситуация необходимости «второй христианизации» народов, живущих на территории пастырской ответственности Русской Православной Церкви и масштабы этой «второй христианизации» беспрецедентны»[5].

Далее описание миссионерского поля приводится в сокращении:

«Из осознания этого явления вытекают многие особенности и задачи осуществления миссионерской деятельности. Среди важнейших из них необходимо выделить:

1. Большинство людей, к кому обращена проповедь, имеют культуру, коренящуюся в Православии и при этом сохраняют индифферентное отношение к Церкви, а современная светская культура все больше ориентируется на «неоязычество»; в то же время, степень освоения ценностей созидательных национальных культур, генетически связанных с Православием, уменьшается.

2. Миссия Русской Православной Церкви на нынешнем историческом этапе осуществляется в условиях широкомасштабной экспансии нетрадиционных мировоззренческих и вероучительных систем и их воздействия на ценностные приоритеты людей…

3. Миссионерская деятельность, как приоритетная для Русской Православной Церкви на настоящем этапе, требует более глубокого богословского осмысления различных традиций и способов пастырского попечения и руководства…

4. Малоэффективным оказывается использование литературы, образовательных программ (например, по «Закону Божию») и большинства другого материала, созданного в дореволюционную эпоху…

5. Роль миссии Русской Православной Церкви сегодня заключается в активизации процессов единения и духовно-нравственного оздоровления общества посредством свидетельства об Истине. При этом необходимо учитывать те вызовы Церкви, которые появились в современном нам обществе, первостепенными из которых необходимо отметить:

  1. вызов утраты культурной идентичности;
  2. вызов социально-экономических реформ;
  3. вызов развития науки, связанный с появлением новых областей исследования, касающихся нравственности и сущностных основ жизни;
  4. вызов информационного общества;
  5. вызов плюрализма религий и мировоззрений»[6].

Согласно документу «Об организации миссионерской работы в Русской Православной Церкви», утвержден определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2011 года, задача «исследования миссионерского поля на канонической территории Русской Православной Церкви»[7] стоит перед Синодальным миссионерским отделом, и далее на своих территориях перед миссионерскими отделами епархии и благочиния.

В Церковном образовательном стандарте по подготовке миссионеров, принятом Высшим Церковным Советом 21 июня 2013 года и одобренным на заседании Священного Синода 16 июля 2013 года, в область деятельности миссионеров входит мониторинг миссионерского поля, миссионер должен уметь «осуществлять мониторинг и исследования миссионерского поля на территории пастырской ответственности прихода и/или благочиния»[8], а также «проводить социальную сегментацию миссионерского поля и позиционирование миссионерских проектов и инициатив»[9].

Как видно из представленных документов, наблюдается развитие понятие миссионерского поля. Важнейшей особенностью можно считать некую привязку осуществления миссионерского поля к конкретной территории. Упор на территориальный аспект миссионерской деятельности вылился в появление термина «карта миссионерского поля».

На открытии V Всецерковного съезда епархиальных миссионеров 23 ноября 2014 года. Предстоятель Русской Церкви обратился к делегатам съезда с Первосвятительским словом, отметив, что «необходимо создать своеобразную миссионерскую карту каждой епархии, которая содержала бы сведения не только о количестве и плотности населения, его религиозном и национальном составе, но и отражала бы ситуацию с деятельностью раскольнических и псевдоправославных общин, а также различных сектантских организаций. Вместе с тем в ней должны быть отражены приоритетные для каждой епархии направления работы, к примеру: в образовательных, медицинских, социальных, исправительных или в иных учреждениях. Карта должна стать путеводителем по нашей миссионерской работе и одним из главных источников информации, в том числе и для высшего церковного управления»[10].

В Итоговом документе V Всецерковного съезда епархиальных миссионеров (23-25 ноября 2014 г.) было рекомендовано: «признать необходимым активизацию работ по созданию карт миссионерского поля на всех уровнях пастырской ответственности: приходском, благочинническом и епархиальном, которые содержали бы информацию религиозного, этноконфессионального, демографического, социокультурного характера и отражали бы приоритетные для каждой епархии направления работы. Синодальному миссионерскому отделу разработать методическое пособие по составлению карт миссионерского поля»[11].

В разделе (итоговом документе) «Приходская миссия Церкви» указывается, что «Приходская миссия начинается с создания карты миссионерского поля прихода, которая органично входит в миссионерские карты благочиния и епархии. Карта миссионерского поля включает в себя демографические данные, сведения о религиозном и национальном составе населения, наличии и деятельности неправославных религиозных организаций, деструктивных культов и национальных движений, приоритетных адресатов миссии (образовательные, медицинские социальные, исправительные и иные учреждения, требующие миссионерского внимания). Карта миссионерского поля должна содержать оценку возможностей сотрудничества с муниципальными учреждениями, общественными организациями и промышленными предприятиями. Распределение зон миссионерской ответственности среди приходов находится в компетенции правящего архиерея»[12].

В разделе (итоговом документе) «Организация миссионерского служения в новообразованной епархии» приводится наиболее полное из найденных описание карты миссионерского поля как инструмента миссии, приведем его здесь целиком:

«2. Планирование миссионерской работы

2.1. Миссионерское служение должно носить систематический, организованный характер и исходить из целесообразности, основанной на анализе миссионерского поля епархии. Важнейшим инструментом планирования миссионерской работы является карта миссионерского поля епархии.

2.2. Карта миссионерского поля епархии является графически отображенной базой данных, включающей информацию о состоянии и перспективах развития региона, его образовательной сферы и культурной среды, религиозной принадлежности его жителей, наличии зарегистрированных и незарегистрированных религиозных организаций, их деятельности и тенденциях развития. При составлении карты миссионерского поля необходимо наложение этих данных на карту приходов епархии в целях определения конкретных миссионерских задач и количества приходских миссионеров, необходимых для их реализации.

2.3. На основании анализа карты миссионерского поля определяются конкретные цели и задачи миссии, составляется перспективный и годовой планы миссионерской работы. Важнейшим элементом планирования является сегментация миссионерского поля, которая включает в себя определение групп приоритетных адресатов миссии, различающихся по религиозным, мировоззренческим, национальным, культурным, образовательным, возрастным и иным характеристикам. Учет особенностей этих групп необходим для эффективного применения средств миссии, адаптированных для конкретного адресата. Процесс сегментации должен носить перспективный характер, учитывая не только существующие, но и потенциальные группы адресатов миссии.

2.4. Анализ карты миссионерского поля позволяет определить как миссионерские возможности (свидетельство в образовательных, социальных, культурных учреждениях), так и миссионерские вызовы (деятельность представителей новых религиозных движений и антиклерикалов, нравственные и социальные проблемы современного общества). Эффективное использование миссионерских возможностей и реагирование на миссионерские вызовы определяет результативность миссии.

2.5. В соответствии с особенностями миссионерского поля епархии формируется несколько миссионерских проектов, направленных на решение конкретных целей и задач миссии. Желательно, чтобы данные проекты проходили рецензирование на епархиальном или межъепархиальном уровне. Миссионерские проекты должны быть ориентированы на определенные группы адресатов миссии, то есть позиционированы на карте миссионерского поля епархии.

2.6. Корректировка карты миссионерского поля епархии в процессе ее анализа является не только возможным, но и необходимым процессом. Своевременное внесение изменений в базу данных позволит оперативно реагировать на незапланированные события, что повышает эффективность миссии.

2.7. Карта миссионерского поля епархии и вносимые в нее изменения направляется в Синодальный миссионерский отдел, для формирования и анализа карты миссионерского поля епархий Русской Православной Церкви»[13].

В документе «Концепция деятельности епархиального миссионерского отдела», утвержденным на заседании Священного Синода 14 мая 2018 года, одним из механизмов реализации задач епархиального миссионерского отдела, является «проведение религиоведческих и социологических исследований, в рамках формирования карты миссионерского поля, направленных на получение достоверных данных о тенденциях в области религиозной ситуации на уровне епархий»[14].

В Патриаршем обращении к участникам VI Всецерковного съезда епархиальных миссионеров 14 мая 2021 года Святейший Патриарх призывает: «в наших учебных заведениях должны быть практические занятия по миссиологии, наших студентов нужно выводить на так называемое миссионерское поле»[15]. В реализации этой задачи в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете с 2022 года на кафедре Миссиологии Богословского факультета преподается предмет «Географические аспекты миссионерского поля»[16]. Цель дисциплины – формирование у слушателей представлений о пространственной неравномерности и разнообразии условий миссионерской деятельности Русской Православной Церкви, необходимости учета местных и региональных культур и религиозных практик, принципов и подходов, учитывающих локально-региональное разнообразие, теоретическом и практическом развитии опыта Кирилло-Мефодиевской миссионерской традиции в соответствие с культурно-историческим контекстом той или иной территории. В рамках курса студенты-магистры получают знания о комплексных географических особенностях миссионерского поля на разных уровнях: от канонического пространства Русской Православной Церкви до уровня приходов. При этом для каждого территориального среза предлагаются те или иные методы и подходы к исследованию и проведению миссионерской деятельности.

Опыт практического внедрения концепции карты миссионерского поля в епархиях, благочиниях и приходах пока относительно скромный. Он сводится в основном к распределению «канонической» территории приходов (какой приход на какой территории осуществляет окормление различных учреждений и заведений, совершение Таинств и треб), созданию карт неправославных религиозных организаций в окрестностях приходов (например, «Атлас миссионера»[17] или карты миссионерского поля викариатств и благочиний г. Москвы[18]). Отчасти это объясняется слабой обеспеченностью подготовленными кадрами. Перед церковным руководством стоит задача проработки карт миссионерского поля, сам процесс их создания требует еще достаточно больших усилий.

Положительным и уникальным на данный момент нужно признать опыт составления карты миссионерского поля Крымской митрополии по результатам экспедиции Синодального миссионерского отдела в июле 2023 года[19]. Помимо сбора и сравнения статистической информации в экспедиции проходило анкетирование мирян и духовенства (было собрано 298 анкет) по основным миссионерским вызовам региона.

Обсуждение подходов и методики составления карт миссионерского поля является приоритетной задачей, которая стоит перед Синодальным миссионерским отделом и миссионерскими отделами епархий. Ниже будут предложены некоторые количественные и качественные параметры, которые могут быть положены в основу составления карт миссионерского поля.

Содержание карты миссионерского поля

Карта миссионерского поля (далее КМП) создается, чтобы более целенаправленно и последовательно проводить миссионерскую деятельность на конкретной территории. Итогом, таким образом, являются выводы о приоритетных направлениях миссионерской деятельности, выделении приоритетных групп населения, на которых должна быть направлена миссионерская деятельность, а также особых мест и территорий, где миссионеры должны работать в первую очередь и по особой программе, используя конкретные подходы и методы. Чтобы предварить эти выводы и рекомендации с выходом на план или программу действий, миссионер должен обладать всесторонней информацией о территории – своем миссионерском поле. Что же это за информация?

Прежде всего следует отметить, что эта информация, как и получаемые из ее критического анализа рекомендации, различаются на разных уровнях церковно-административной организации: всей Церкви, митрополий, епархий, благочиний, приходов. Наиболее подробная информация содержится на низовом уровне. Ее синтез на последующих более высоких уровнях сопровождается обобщением (генерализацией). Далеко не всегда епархии располагают унифицированной информацией по приходам. Поэтому часто на епархиальном и более высоком уровнях используют статистическую и другую информацию, организованную (и доступную в справочниках) по регионам. Митрополии и епархии соответствуют, как правило, регионам России (всего 89 регионов), благочиние соответствует масштабам муниципального района (или нескольких районов), приход – села (или его части в случае нескольких храмов), части города.

Для понимания миссионерского поля и получения карты миссионерского поля требуется несколько типов информации, которые можно объединить в четыре основных блока:

1) Сочетание качественной и количественной информации, характеризующей исторический и географический контекст, количество и плотность населения, его этнокультурный состав, распределение по территории, выделение важнейших центров, в том числе исторических, сведения об истории православия, местночтимых святых и святынях. Форма представления – описания, карты. Выводы касаются пространственной неоднородности, наличия центров и осей развития, дорожной сети и доступности и др.;

2) В основном количественная информация: статистические сведения о религиозном составе населения, демографии, занятости, доли православных, наличие сект и др. Выявление социальных проблем (алкоголизм, аборты и др.). Таблицы, графики. Выводы: выделение целевых групп населения для миссионерской деятельности (молодежь, малые этносы, мигранты и др.);

3) Качественная и оценочная информация об уровне церковной жизни, оценка уровня воцерковленности. Обеспеченности культовыми сооружениями и кадрами. Выводы: оценка потенциала приходов, благочиний или епархий, положительных и отрицательных факторов, способствующих или препятствующих миссионерской деятельности;

4) Аналитическая оценка современных проблем миссионерской деятельности и представлений о путях их решения в контексте сложившегося геополитического положения, этнокультурной ситуации, взаимодействия с властями и другими конфессиями и др. Сочетания информации трех предыдущих блоков. Выводы – приоритезация шагов по повышению эффективности миссионерской деятельности при соблюдении социального благополучия и недопущения роста социальной или этнокультурной напряженности.

Соотношение блоков информации различается на разных пространственных уровнях церковной организации: 1) международный (межгосударственный) уровень, отражающий каноническое пространство Русской Православной Церкви; 2) государственный уровень, отражающий миссионерское поле Русской Православной Церкви в рамках Российского государства; 3) уровень митрополии или епархии; 4) уровень благочиния; 5) уровень прихода.

На уровне канонического пространства Русской Православной Церкви отражается информация, которая характеризует отношения с другими религиями, конфессиями и автокефальными церквями. В основном формулируются задачи для зарубежной миссии, учитывающие как пространственно-географические особенности, так и геополитическое положение и уровень церковной дипломатии.

На уровне Русской Православной Церкви внутри России КМП включает информацию об основных различиях в распределении епархий и митрополий. До недавнего времени епархиальное устройство Русской Православной Церкви в России во многом совпадало с границами субъектов Российской Федерации. Некоторые регионы нередко объединялись в одну епархию. Начатые в последние десятилетия реформы привели к дроблению епархий. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил, что: «по милости Божией появление новых епархий несомненно привело к активизации церковной жизни, столь необходимой в совершенно изменившихся условиях»[20].

Епархии являются основными центрами поддержки миссионерской деятельности в регионах. А сама миссионерская деятельность тесно связана с особенностями территории и населения епархий.

Размеры епархий весьма отличаются. Самой большой по площади епархией является Якутская – более 3 млн квадратных километров (почти равна территории Индии). К пяти самым большим епархиям помимо Якутской относятся Норильская, Красноярская, Анадырская и Салехардская. Они по своей площади в полтора раза превышают площадь Европейского Союза. Самой маленькой по площади епархией является Санкт-Петербургская (1,4 тыс. км кв.). Помимо нее к наименьшим по площади епархиям относятся Московская, Калининградская, Самарская и Иваново-Вознесенская. Все они привязаны к территориям конкретных городов. Средний размер епархий – около 80 тыс. км кв. К этому размеру близки епархии Центральной России, например, Муромская, Волжская, Чебоксарская и др. епархии[21].

Площадные размеры часто противоположны количеству населения: самые маленькие по площади епархии часто являются наиболее многочисленными по населению. Яркий пример – Московская (более 12,5 млн чел.) и Санкт-Петербургская (более 5 млн. чел.) епархии. К другим большим епархиям из первой пятерки относятся Махачкалинская, Казанская и Екатеринбургская. Население пяти этих епархий составляет пятую часть населения страны. Следует отметить, что при этом учитывается все населения епархий, включая и последователей других религий. В этом отношении Махачкалинская епархия насчитывает около 150 тыс. человек, если учитывать только русских, проживающих в Дагестане, Чечне и Ингушетии. К малочисленным епархиям относятся крупные по площади епархии. Самая малочисленная – Анадырская (около 50 тыс. человек, она входит в пятерку самых крупных епархий). К другим в пятерке малочисленных епархий (не превышающие 100 тыс чел.) относятся Николаевская-на-Амуре, Нарьян-Марская, Песоченская и Ардатовская епархии. Средний по численности населения размер епархии близок к 700 тыс. чел., что соответствует, например, Рязанской епархии[22].

Огромное разнообразие епархий требует выработки особых подходов к миссионерской деятельности. Те природные, социально-экономические и другие различия епархий несомненно требуют и выработку целенаправленных стратегий к организации миссионерской деятельности на уровне всей страны. К сожалению, картографическое обеспечение миссионерской деятельности в епархиях находится на низком уровне, что не соответствует запросам такой огромной страны с ее разнообразием условий и различиями в освоенности. Картографическое представление различий может быть еще более актуальным, если в качестве показателей картографирования выбрать количество приходов, храмов, обеспеченность священниками и др. Для этого вполне достаточно использовать открытые источники – сайты епархий, многие из которых радуют своей детальностью.

Наиболее важными и актуальными для миссионеров является уровни митрополий, епархий, благочиний и приходов. Именно здесь миссионеры нуждаются в хорошо проработанном методическом аппарате. Создавая КМП конкретной митрополии или епархии, следует собирать следующую информацию.

В рамках первого блока:

  • Краткое историческое описание региона и его географическое положение: формирование, вхождение в состав РФ (и в каноническую территорию РПЦ), наиболее известные миссионеры и святые, святыни региона, наиболее значимые события;
  • Краткое географическое описание: площадь региона, наличие крупных городов, плотность сети дорог, климатические особенности.

Географическое положение иллюстрируется набором текстовых и статистических данных о природе, хозяйстве и населении мест и окружающих территорий.

В рамках второго блока:

  • Население, расселение и демография[23], в том числе и по годам: кол-во всего населения, % городского населения, расселение и плотность населения (чел./км2), кол-во браков и разводов, миграционный баланс, демографический баланс (число рождений, смертей);
  • национальный состав (основные национальности, >1%)[24], в том числе по годам;
  • религиозный состав (основные религии и конфессии, >1%)[25], в том числе по годам;
  • Зарегистрированные религиозные организации;
  • Деятельность сект.

В рамках третьего блока:

  • Духовенство, приходы и миссионеры (кол-во благочиний, приходов, монастырей, духовенства, приходских миссионеров и др.);
  • Участие в церковных Таинствах и т.д. (кол-во крещений, отпеваний, венчаний, оглашений, причастников на Пасху и др.);
  • Обеспеченности культовыми сооружениями и кадрами.

На основе собранной информации в КМП можно использовать комбинированные параметры, которые будут более объективно характеризовать ситуацию и впоследствии использоваться для аналитических целей, например: кол-во населения на священника, кол-во населения на храм/монастырь, кол-во приходов на кв. км, кол-во  крещений/венчаний/отпеваний по отношению к кол-ву рождений/браков/смертей, кол-во приходов РПЦ по отношению к кол-ву других религиозных организаций, кол-во причастников на Пасху по отношению к кол-ву населения и др.

В рамках четвертого блока:

  • Наличие, специализация и деятельность миссионерских обществ;
  • Наличие и деятельность епархиальных миссионеров;
  • Реализуемые миссионерские проекты;
  • Информация, которая может собираться по результатам анкетирования духовенства и мирян, либо заполняться руководителем миссионерского отдела митрополии или епархии (на основе опыта анкетирования в рамках составления КМП Крымской митрополии):
  • Деятельность каких сект, языческих, неоязыческих и оккультных групп или организаций Вы наблюдали в Вашем регионе?
  • Деятельность каких раскольнических групп Вы наблюдали в Вашем регионе?
  • Основные проблемы миссионерской деятельности: внешняя миссия. Какая помощь необходима в организации церковной работы среди нехристианских народностей?
  • Основные проблемы миссионерской деятельности: внутренняя миссия. Миссионерские методы и формы, которые указаны в анкетах как наиболее плодотворные.
  • Приоритетные для миссионерской деятельности группы населения или организации, отмеченные в анкетах.
  • Основные проблемы и направления миссионерской деятельности.

КМП благочиния в целом нуждается в информации, которая перечислена и для уровня епархии, но в меньшем объеме. Дополнительная информация для КМП благочиния детализируется вследствие необходимости эффективного распределения сил и средств в рамках миссионерской деятельности. Поэтому понадобится информация о количестве детских садов, школ, ССУЗов, ВУЗов, больниц, туристических мест и других потенциальных объектов для миссии. Эта информация сочетается с оценкой активности миссионерской работы при посещении школ, ВУЗов, больниц, инициировании интернет-проектов и других форм миссионерской деятельности.

КМП прихода базируется на схожей структуре информации, что и на уровне благочиния. При этом упор делается на потенциальные возможности прихода и ее наиболее активных членов, имеющий свой неповторимый опыт миссионерской деятельности. Возможно понадобятся списки наиболее активных приходских миссионеров-катехизаторов, выделение наиболее проблемных направлений работы, взаимодействие с местными властями и др.

Графическое отображение КМП

Для каждого уровня КМП могут быть выработаны свои средства визуализации. Наиболее важным средством является картографическое отображение пространственных неоднородностей и упорядочения информации в двух- (реже трех) мерном изображении. Наиболее простым и доступным способом является наложение информации на географическую карту с использований специальных символов и знаков. Для этого вполне подходят заготовки изображений в интернете. Более сложное картографическое изображения требует специальных программ и навыков картографирования. Наиболее развитый способ хранения и визуализации данных о картах миссионерского поля дает геоинформационная система, позволяющая переходить с уровня на уровень, автоматически считать плотность населения, рассчитывать связи между разными компонентами и выводить на печать в разных форматах.

Помимо картографического метода, для визуализации информации КМП можно использовать различные графики и диаграммы, на которых может отображаться динамика тех или иных параметров, сравнение епархий внутри митрополии по ряду параметров, сравнение благочиний или приходов и др.

Табличная форма отображения, сортировка по различным столбцам, также могут быть использованы для целей аналитики и выработки тактики и стратегии миссионерской деятельности.

В работе с большим объемом данных (в случае, если они когда-нибудь будут собраны в единую систему), можно впоследствии использовать такие инструменты, как OLAP-кубы или облачные сервисы для работы с большими данными.

Заключение

Составление карт миссионерского поля признано актуальным на самом высоком уровне церковной власти. Этот процесс находится в самом начале. Для широкомасштабного применения в епархиях, благочиниях и приходах требуется соответствующая методическая помощь. Имеющиеся редкие примеры составления КМП могут быть использованы в других епархиях. На местах миссионеры могут включиться в процесс сбора информации, что послужит основой для составления полноценных карт миссионерского поля.

С другой стороны, работа над КМП может вылиться в длительный процесс познания особенностей миссионерского поля, которое меняется под воздействием внутренних и внешних факторов. Усилия по развитию подходов и методов составления карт миссионерского поля неотрывно связаны и с совершенствованием миссионерской деятельности.

Map of the missionary field: the concept, the content and providing to support missionary activities.

Priest Dmitry Berezin, Gunya Alexey Nikolaevich

Abstract: This article is about the concept “map of the missionary field”, its place in the Gospel, documents of Russian Orthodox Church and the experience of realization as a method of the inside mission. The subject of the study is the concept of “map of the missionary field”. In the practice part of the article there are suggestions of specific parameters and sources for compilation a map of the missionary field for different administrative-church levels: metropolis, eparchies, deaneries, parishes. Also there are suggestions of graphical representations of these maps.

Keywords: map of the missionary field, missionary field, mission.

Author information: Priest Dmitry V. Berezin, PhD, docent of Kolomna Theological Seminary, Gunya Alexey Nikolaevich, Doctor of Geography, Professor of St. Tikhon’s Orthodox University.

Библиография

  1. Атлас миссионера (избранные материалы проекта) // URL: https://sinmis.ru/wp-content/uploads/2022/04/atlas_missionera-4.pdf (дата обращения: 21.03.2024).
  2. Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на открытии V Всецерковного съезда епархиальных миссионеров // URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3851775.html (дата обращения: 21.03.2024).
  3. Итоговый документ V Всероссийского съезда епархиальных миссионеров // URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3860943.html (дата обращения: 21.03.2024).
  4. Карты миссионерского поля для викариатств и благочиний города Москвы // URL: https://svetfavora-komissiya.ru/2019/05/07/karty-missionerskogo-polya-dlya-vikari/ (дата обращения: 21.03.2024).
  5. Концепция деятельности епархиального миссионерского отдела // URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/ 5195630.html (дата обращения: 21.03.2024).
  6. Настольная книга православного миссионера: словарь по миссиологии. М.: Синодальный миссионерский отдел Русской Православной Церкви, 2014. 248 с.
  7. Максимов А. Католическая миссиология: История, Теория, Герменевтика. М:, Изд-во ПСТГУ, 2021. 384 с.
  8. Миссионерское поле Крымской митрополии // URL : https://sinmis.ru/missionerskoe-pole-krymskoj-mitropolii/ (дата обращения: 21.03.2024)/
  9. Образовательная программа: 48.03.01 Теология и практика миссии // URL: https://pstgu.ru/sveden/employees/pps/teologiya-i-praktika-missii_op0060.html.
  10. Организация миссионерского служения в новообразованной епархии. Итоговый документ V Общецерковного съезда епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви // URL: https://k-istine.ru/mission/mission_v_kongress_final_document-02.htm (дата обращения: 21.03.2024).
  11. Особенности миссионерского поля Крымской митрополии // URL: https://sinmis.ru/osobennosti-missionerskogo-polya-krymskoj-mitropolii/ (дата обращения: 21.03.2024).
  12. Патриаршее обращение к участникам VI Всецерковного съезда епархиальных миссионеров // URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5808488.html (дата обращения: 21.03.2024).
  13. Приходская миссия Церкви. Итоговый документ V Общецерковного съезда епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви // URL: https://k-istine.ru/mission/mission_v_kongress_final_ document-03.htm (дата обращения: 21.03.2024).
  14. Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по случаю четырнадцатой годовщины интронизации 1 февраля 2023 г // URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/6001802.html (дата обращения: 21.03.2024)/
  15. Собрание документов Русской Православной Церкви. Т.2, ч.1: Деятельность Русской Православной Церкви. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2014. 656 с.
  16. Устимчук Д. А. Термин «миссионерское поле» в документах Русской Православной Церкви // Труды Минской духовной академии. № 15. / Гл. ред. архим. Сергий (Акимов). Минск: Изд-во Минской духовной академии, 2018. С. 187–200.
  17. Миссионерское поле Русской Православной Церкви: некоторые территориально-демографические показатели епархий в Российской Федерации // URL: https://sinmis.ru/missionerskoe-pole-russkoj-pravoslavnoj-czerkvi-nekotorye-territorialno-demograficheskie-pokazateli-eparhij-v-rossijskoj-federaczii/ (дата обращения: 21.03.2024)


[1] См.: Максимов А. Католическая миссиология: История, Теория, Герменевтика. М:, Изд-во ПСТГУ, 2021.

[2] Устимчук Д. А. Термин «миссионерское поле» в документах Русской Православной Церкви // Труды Минской духовной академии. № 15. / Гл. ред. архим. Сергий (Акимов). Минск: Изд-во Минской духовной академии, 2018. С. 187–200.

[3] Настольная книга православного миссионера: словарь по миссиологии. М.: Синодальный миссионерский отдел Русской Православной Церкви, 2014. С. 34.

[4] Принята Священным Синодом Русской Православной Церкви 27 марта 2007 г., журнал № 12.

[5] Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви // Собрание документов Русской Православной Церкви. Т.2, ч.1: Деятельность Русской Православной Церкви. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2014 С. 371.

[6] Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. С. 371–373.

[7] Об организации миссионерской работы в Русской Православной Церкви // Собрание документов Русской Православной Церкви. Т.2, ч.1: Деятельность Русской Православной Церкви. С. 412.

[8] Церковный образовательный стандарт по подготовке миссионеров // Собрание документов Русской Православной Церкви. Т.2, ч.1: Деятельность Русской Православной Церкви. С. 450.

[9] Церковный образовательный стандарт по подготовке миссионеров. С. 451.

[10] Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на открытии V Всецерковного съезда епархиальных миссионеров // URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3851775.html (дата обращения: 21.03.2024).

[11] Итоговый документ V Всероссийского съезда епархиальных миссионеров // URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3860943.html (дата обращения: 21.03.2024).

[12] Цит. по: Приходская миссия Церкви. Итоговый документ V Общецерковного съезда епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви // URL: https://k-istine.ru/mission/mission_v_kongress_final_ document-03.htm (дата обращения: 21.03.2024).

[13] Цит. по: Организация миссионерского служения в новообразованной епархии. Итоговый документ V Общецерковного съезда епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви // URL: https://k-istine.ru/mission/mission_v_kongress_final_document-02.htm (дата обращения: 21.03.2024).

[14] Концепция деятельности епархиального миссионерского отдела // URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/ 5195630.html (дата обращения: 21.03.2024).

[15]Патриаршее обращение к участникам VI Всецерковного съезда епархиальных миссионеров // URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5808488.html (дата обращения: 21.03.2024).

[16] Образовательная программа: 48.03.01 Теология и практика миссии // URL: https://pstgu.ru/sveden/employees/pps/teologiya-i-praktika-missii_op0060.html

[17] Атлас миссионера (избранные материалы проекта) // URL: https://sinmis.ru/wp-content/uploads/2022/04/atlas_missionera-4.pdf (дата обращения: 21.03.2024).

[18] Карты миссионерского поля для викариатств и благочиний города Москвы // URL: https://svetfavora-komissiya.ru/2019/05/07/karty-missionerskogo-polya-dlya-vikari/ (дата обращения: 21.03.2024).

[19] См.: Миссионерское поле Крымской митрополии // URL : https://sinmis.ru/missionerskoe-pole-krymskoj-mitropolii/ (дата обращения: 21.03.2024); Особенности миссионерского поля Крымской митрополии // URL: https://sinmis.ru/osobennosti-missionerskogo-polya-krymskoj-mitropolii/ (дата обращения: 21.03.2024).

[20] Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по случаю четырнадцатой годовщины интронизации 1 февраля 2023 г // URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/6001802.html (дата обращения: 21.03.2024).

[21] Миссионерское поле Русской Православной Церкви: некоторые территориально-демографические показатели епархий в Российской Федерации // URL: https://sinmis.ru/missionerskoe-pole-russkoj-pravoslavnoj-czerkvi-nekotorye-territorialno-demograficheskie-pokazateli-eparhij-v-rossijskoj-federaczii/ (дата обращения: 21.03.2024).

[22] Там же.

[23] Источники: Росстат, ЗАГСы, результаты Переписи населения, информация от местной администрации.

[24] Данные могут добавляться не ежегодно, а по мере проведения тех или иных опросов или исследований.

[25] Данные могут добавляться не ежегодно, а по мере проведения тех или иных опросов или исследований.

Читайте также

Музей Казанской епархии проводит фестиваль православной культуры «Казанские дни» В преддверии праздника Казанской иконы Божией Матери Музей Казанской епархии проводит культурно-просветительские мероприятия в рамках...
В Якутской епархии завершился проект аудиозаписи книги Исход и Библии для детей на якутском языке По благословению архиепископа Якутского и Ленского Романа в Якутской епархии перевели книгу Ветхого Завета «Исход» и Библию для детей на...
В Закамском благочинии прошли миссионерские встречи с прихожанами храмов и православной молодёжью 7 июля на территории храма святых бессребреников Космы и Дамиана в городе Набережные Челны состоялась беседа на тему «Участие верных в...
В Подольске прошел рабочий межъепархиальный семинар по реализации проекта создания миссионерских карт епархий Московской митрополии 20 июня в Подольске прошел рабочий межъепархиальный семинар по реализации проекта создания миссионерских карт епархий Московской...
Наверх